Приобщение современных дошкольников к чтению

Флюра САЙФУТДИНОВА,

воспитатель Центра развития ребенка – детского  сада №411 г. Казани

Современные дошкольники имеют слабо выраженный читательский интерес. Книга больше не является для них главным источником знаний, чаще всего необходимую информацию они получают в сети Интернет. Однако, только книга способна предоставить ребенку знания в понятной и доступной форме, через сказку познакомить его с миром социальных отношений, моральными и нравственными нормами. Также книга представляет собой кладезь богатства родного языка, соответственно, в процессе прослушивания или чтения книги ребенок обогащает свою речь, уточняет имеющиеся понятия, структурирует свое представление об окружающем мире.

Однако, многие педагоги сами активно используют цифровые технологии для оперативного получения или уточнения информации, практически не читают книги, не считая тех, что непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью, то есть ни сами не заинтересованы в чтении и не готовы приобщать к этому процессу своих воспитанников. Соответственно, остро встает вопрос разработки такого методического продукта, который бы позволил увлечь чтением не только самих дошкольников, но и педагогов, и родителей воспитанников.

Автором статьи было проведено экспериментальное исследование, ориентированное на выявление особенностей приобщения современных старших дошкольников к чтению. Для изучения актуального уровня сформированности читательского интереса у старших дошкольников была использована серия диагностических заданий, направленных на выявление читательского интереса у детей 6 – 7 лет (автор Мельникова Е.С.).

Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод о том, что читательский интерес у старших дошкольников обеих групп сформирован в недостаточной степени. Дети не могут длительное время (соответствующее возрастным возможностям детей) сохранять сосредоточенность на процессе чтения, вникать в содержание. Они не могут рефлексировать собственное эмоциональное отношение к произведению и его героям, не могут без помощи воспитателя отразить его в творческом формате (песне, рисунке, лепке). У них не выражен познавательный интерес к книге, их не интересует автор, дальнейшая судьба героев, детали произведения, соответственно, они не могут проявить его в форме вопросов. На констатирующем этапе исследования дети обеих групп не способны отразить свои читательские предпочтения в форме совета определенной книги к прочтению, не способны самостоятельно сделать выбор произведения для чтения и обосновать его. При этом в контрольной группе при на чуть более высоком (но также недостаточном) уровне сформированы навыки проявления положительного отношения к книге, деятельности читателя и проявления желания слушать книгу.

Далее для изменения сложившейся ситуации и приобщения дошкольников к чтению был разработан и апробирован в экспериментальной группе педагогический проект «Карнавал книжных героев». Проект ориентирован не только непосредственно на развитие читательского интереса у детей, но и пробуждение у них познавательной активности в изучении содержания книги, развитии навыков рефлексии собственного эмоционального отношения, как к содержанию книги, так и к ее героям и автору. Особенностью данного проекта является ориентация на формирование читательского интереса не только у самих старших дошкольников, но и у их родителей и педагогов.

Педагогическая работа по приобщению старших дошкольников к чтению в рамках проекта выстраивалась следующим образом:

1) на работу с каждым литературным произведением отводилось по 1 неделе, при этом совместная деятельность детей и педагога выстраивалась с опорой на следующую циклограмму:

а) в понедельник-вторник воспитатель читает детям произведение;

б) в среду проходит обсуждение героев прочитанного произведения (какие из них положительные, какие отрицательные, мотивы их поступков, оценка поступка с нравственной точки зрения);

в) четверг посвящен отражению содержания произведения, понравившихся героев в творческой форме (рисование, лепка, поделка);

г) в пятницу для детей организовывался литературно-читательский квест для детей по содержанию и героям произведения, реализуемый с помощью интерактивной презентации. Ведет квест воспитатель, переодетый в одного из героев прочитанного произведения;

д) в выходные предлагалась литературная викторина для детей и родителей по прочитанному произведению (состоит из 5 вопросов, касающихся автора, героев и содержания произведения, проводится посредством цифровых технологий (через Яндекс-формы))

2) педагогическая работа по приобщению дошкольников к чтению выстраивалась таким образом, чтобы обеспечить не только ознакомление дошкольников с содержанием произведения, но и способствовать развитию у них познавательного интереса к книге, ее автору и героям. Также необходимо было научить детей осознанно относится к прочитанному, разбираться в содержании книги, героях, сюжетных линиях, развивать воображение детей, инициируемое сюжетом.

3) в рамках проекта «Карнавал книжных героев» большое внимание было уделено повышению психолого-педагогической компетентности родителей в области приобщения дошкольников к чтению.

4) педагогический проект «Карнавал книжных героев» завершался открытым культурно-развлекательным мероприятием, интегрирующим результаты проведенной педагогической работы по приобщению дошкольников к чтению. Данное мероприятие было проведено на первой неделе апреля. Предварительно был создан большой плакат с фамилиями и именами детей, на котором были закреплены в правой части липучки, также к этому плакату были подготовлены картинки с изображением героев прочитанных в рамках исследования литературных произведений, на которых также были закреплены липучки. Дети совместно с родителями выбирали для себя героя и крепили его на липучку напротив своей фамилии. Затем, когда все гером были распределены, родители совместно с детьми готовили костюм и самопрезентацию героя на 3 минуты. Она могла быть проведена в форме театрализованной сценки, прочтения стихотворения или песни.

Далее в рамках непосредственно самого Карнавала сказочных героев были просмотрены презентации сказочных героев, выполненные старшими дошкольниками, а завершалось мероприятие веселым танцем героев и совместным чаепитием детей и родителей, где угощением были капкейки с изображением героев прочитанных сказок, испеченные для детей лично экспериментатором-автором статьи. Смысл данного мероприятия заключался в том, чтобы приобщить детей к чтению, чтобы они на собственном опыте могли убедиться, сколько разных, интересных героев представлены в книгах, и каждый из детей может найти книги по своему вкусу.

В целом же необходимо отметить, что педагогический проект «Карнавал книжных героев» был реализован успешно, дети стали проявлять искренни интерес к книгам и их содержанию, часть детей делилась с воспитателем и сверстниками содержанием новой прочитанной им родителями книги за выходные. Они стали более внимательно и сосредоточено слушать зачитываемые произведения, задавать вопросы, проявляли интерес к дальнейшей судьбе героев. Важным артефактом реализации данного проекта стало развитие сказкосочинительства у детей в рамках игровой деятельности и миграции сказочных сюжетов в игровую деятельность детей.

Анализ реализации проекта позволил убедиться в его эффективности, дети стали чаще брать книги из библиотеки группы, приносить свои книги для чтения перед дневным сном или перед завтраком. Родители стали более активным в области рекомендаций к прочтению книг, стали показывать и делиться впечатлениями о новой прочитанной своему ребенку книге, предлагали принести ее для прочтения всем детям.

Результаты повторной диагностики читательского интереса у старших дошкольников контрольной и экспериментальной группы показал, что ввиду разных условий организации педагогической работы по приобщению дошкольников к чтению в контрольной и экспериментальной группе были получены разные результаты: в контрольной группе заметны качественные изменения читательского интереса старших дошкольников за время формирующего этапа исследования, но в количественном плане различия между результатами первоначально и повторной его диагностики в этой группе не достигают уровня статистической значимости. В свою очередь, в экспериментальной группе, благодаря реализации педагогического проекта «Карнавал книжных героев», ориентированного на приобщение дошкольников к чтению, уровень читательского интереса у дошкольников достоверно и статистически значимо повысился не только по сравнению с результатами первоначальной диагностики, но и в соотношении с результатами повторной диагностики детей контрольной группы. Это свидетельствует о высокой эффективности проведенной работы и разработанного проекта «Карнавал книжных героев».

Таким образом, приобщение современных дошкольников к чтению имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой их социальной ситуации развития, связанной с активным развитием цифровых технологий и снижением интереса к книге, как источнику новых знаний и впечатлений. Разработка и апробация педагогическая проекта «Карнавал книжных героев» показала, что ситуация может быть успешно трансформирована, если организовать активное взаимодействие с родителями, выстроить системную педагогическую работу с дошкольниками по ознакомлению с произведением и актуализировать отражение детьми усвоенного содержания книги через анализ поведения и поступков героев и различные творческие виды деятельности. Основным воспитательным средством для дошкольников остается пример взрослых, представленный проект способствовал изменению отношения окружающих детей взрослых к чтению, возвращению его в семьи, в межличностные отношения, как средства социальной интеграции.

Список литературы

  1. Бенеш, Н.И. К проблеме развития интереса детей к чтению: поиск эффективных приемов работы/Н.И. Бенеш, М.В. Папина, С.И. Поздеева – Текст: непосредственный// Ped.Rev. – 2021. №6 (40). – С.17-26.
  2. Бочарова, Н.Ю. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы/ Н.Ю. Бочарова. – Текст: электронный. – URL: http://dou10.bel31.ru/file/vospriatia.pdf.
  3. Мельникова, Е.С. Диагностические задания, как средство изучения особенностей построения образовательного процесса и условий по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет /Е.С. Мельникова.//Академия развития творчества «Арт-талант». – Текст: электронный. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/32619-diagnosticheskie-zadaniya-kak-sredstvo-izucheniya-osobennostey-postroeniy obrazovatelynogo-processa-i-usloviy-po-formirovaniyu-chitatelyskogo-interesa-u-detey-6-7-let (дата обращения: 28.12.2022).
  4. Мишкины книжки. – [сайт]. – Текст: электронный. – URL: https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ (дата обращения: 20.12.2022).
  5. Гурович, Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей художественной литературой в детском саду / Л.М. Гурович. – Текст: непосредственный // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1999. – С. 501-510. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0438-2.
  6. Щербатова, Э.В. Особенности восприятия литературы детьми старшего дошкольного возраста/Э.В. Щербатова – Текст: непосредственный// Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 сентября 2021 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 96 – 99.