Применение лего-технологий в этнокультурном воспитании
№ 153
(Занятие-проект для учащихся младших классов в кружке «Эврика»)
Резеда ШАРИПОВА,
педагог дополнительного образования I квалификационной категории средней школы № 25 им. 70-летия нефти Татарстана г. Альметьевска
1-й этап – подготовительный
Подготовительный этап к занятию – это проведение предыдущего занятия по теме «Множества», включающее знакомство с понятием «множества», отработка схем по теме.
Учащиеся рассаживаются по парам.
Оборудование:конструктор «Лего», тетради, цветные карандаши, ручка; презентация.
2-й этап – ход занятия
Педагог. Здравствуйте, сегодня темы занятия «Применение лего-технологий в этнокультурном воспитании».(1-й слайд)
Скажите, пожалуйста, какое слово вам знакомо?
Учащиеся.Множество.
Педагог. Мы с вами продолжим эту тему, но применяя новые слова, к примеру, этнокультура.
Открывается альбом, начинается узор. Эта первая страница: тут –«Татарские мотивы». (2-й слайд)
– Какое растение вы видите на слайде?
Учащиеся.Цветок, тюльпан, листья.
Педагог.Правильно, это цветочно-растительные мотивы, используются три направления: степное, луговое, садовое.
И представьте себе татарскую деревню, мастерицу, которая вышивает татарские узоры и орнаменты. По рисункам можно определить, где жил мастер или мастерица. Например, если вышиты маки, тюльпаны, незабудки, гвоздики, значит, мастер жил в степи. Вышивка с цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков расскажет нам о том, что мастер любил луговые цветы. А девушки в городе вышивали георгины, хризантемы, розы, астры.
Итак, что мы видим на слайде? (3-й слайд)(Ответы учащихся.)
Педагог.О чем хотела нам рассказать мастерица этого головного национального убора – тюбетейки?
– Мастерица изобразила цветок – тюльпан? (Ответы учащихся.)
– Ребята, эти два цветка – тюльпан и гвоздика, которые часто используют мастера в виде волнообразных линий с листочками «виноградная лоза». Тюльпан – символ возрождения, он находится на флаге Татарстана. Но в татарских орнаментах мы не увидим геометрические узоры и образы животных.
– В тетрадях выполняем задание.(4-й слайд) Вспоминаем тему «Множества». (Ответы учащихся на 1 – 3-й вопросы.)
Педагог.Открывается альбом, продолжается узор. Вот страница: тут –«Русские пляски» (5-й слайд)
– Какой узор?
Учащиеся.Яркий, радостный.
Педагог. Да, эти узоры – обереги. Люди изображали солнце, луну, зверей и птиц.
Окна украшались деревянным кружевом, узоры напоминают траву, гуляющих по земле птиц, растущих цветов.
«Кокошник» –(6-й слайд)головной убор, слово произошло от слова «кокошь» – петух. Подвески к ним, рясны – это вертикальные полосы, идущие от кокошника до груди или даже до пояса. В металлических (обычно из золота или серебра) изделиях используются русские узоры и орнаменты в виде птиц, которые соединяют небо и землю.
– Продолжаем работу в тетради, выполняем задания. (7-й слайд)(Ответы учащихся на 1 – 3-й вопросы.)
Педагог. Открывается альбом,продолжается узорна мотив удмуртских сказок.(8-й слайд)
Удмурты жили в замкнутой лесной жизнью.
– Как вы думаете, что изображено на узоре? Какие цвета? Какие геометрические узоры?
Учащиеся. Красный цвет – яркий, сочный.
Педагог.Узоры выполнены красными, черными, коричневыми и золотыми нитками. Почему?
Ответ прост. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они восполняли в своих рисунках. Поэтому узоры яркие, жизненные, вышивки представляются в виде ромбов, треугольников, квадратов.
Часто встречаются водоплавающие птицы. Расскажу вам миф: как возникла суша?
Люди верили, что птица могла нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад образовалась суша. Этот мотив встречается на рукавах свадебной рубахе девушек (крылья уток). Согласно верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо – белый цвет, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской Республики. Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Этот орнамент мы видим на головном уборе – шапочка.(9-й слайд)
– Работаем в тетрадях.(10-й слайд)(Ответы учащихся на 1 – 3-й вопросы.)
Физкультминутка
(Включается песня «Эпипэ», учащиеся выполняют движения за педагогом.)
Педагог. Переходим к практической части занятия.(11-й слайд) Вы можете строить узор по образцу, придумать национальныйузор, символ.
Выполнение практической части занятия
(Учащиеся с помощью конструктора строят, выполняют по образцу, по замыслу, объясняя цветовое решение.Представление работучащимися проводится в виде защиты своих макетов с ответами детей, вопросами педагога.)
Итог занятия
Педагог. Чему научились в процессе выполнения заданий? Какие термины (новые слова) узнали?Лего хотим?
Учащиеся. Хотим!
Использованные интернет-ресурсы
- https://fb.ru/article/147471/tatarskiy-ornament-kak-proyavlenie-kulturyi
- https://fb.ru/article/147471/tatarskiy-ornament-kak-proyavlenie-kulturyi
- https://fb.ru/article/228561/russkie-uzoryi-i-ornamentyi—simvolika