Приключения MatataBotа

№215

(Внеурочная деятельность по финансовой грамотности во 2 классе с использованием работотехнического набора MatataLab)

Марина САНИЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы пос. Победа Азнакаевского района

Робототехника – новое и востребованное направление в современном образовании. Новые стандарты образования предполагают знакомство младшеклассников с информационными технологиями посредством курса робототехники. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в нашей школе с 2019 года функционирует образовательный центр «Точка роста». Применение информационных технологий, средств обучения и учебного оборудования направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся. Благодаря проекту обновилась материально-техническая база нашей школы, закуплено новое оборудование: мощные компьютеры, видеокамеры, 3D-принтеры, тренажеры-манекены, квадрокоптеры. А для начальной школы поступил робототехнический набор MatataLab. Он предназначен для формирования у детей младшего школьного возраста основ начального программирования.

В своей работе робототехнический набор MatataLab использую во внеурочной деятельности. Предлагаю  вниманию читателей журнала урок финансовой грамотности во 2 классе с использованием  робототехнического набора MatataLab.

Цель: развитие у детей финансовой грамотности.

Задачи:

– научить правильно распределять деньги в условиях игровой ситуации;

– закрепить навыки программирования, используя основные и дополнительные блоки;

– воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Учитель. Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Что такое MatataLab? (MatataLab – это набор робота и всеми деталями, предназначенными для его программирования.)

– Из каких деталей он состоит? (Заполнение таблицы.)

– Возьмите слова – названия деталей и подставьте для каждого рисунка.

– А теперь найдите описание, для чего предназначена каждая деталь.

Управляющая башня считывает код с блоков и отправляет команду роботу.

Панель управления – доска для  программирования, в ней расставляются блоки с кодом, т.е. алгоритм действий робота.

Робот MatataBot – устройство, способное выполнить набор сложных действий, запрограммированных или закодированных компьютером.

Карта – рисунок или изображение на плоской поверхности всей или части территории.

Блок с кодом – это фишки с  указанием или инструкцией для робота, которые он должен выполнить.

III. Работа в группах

Учитель. Что умеет делать MatataBot? (Ходить, рисовать, петь, танцевать.)

– На прошлом занятии вы работали над проектом. Предоставляю вам слово.

1-я команда – «MatataBot – художник»

– Мы – команда «MatataBot – художник». Тема нашего проекта: «Звездочка». Для этого мы составили программу, по которой робот нарисовал звёздочку.

2-я команда – «MatataBot – музыкант»

– Мы – команда «MatataBot – музыкант». Тема нашего проекта: «Танцующая балерина».  По нашей программе балерина будет танцевать».

III. Осмысление (изучение нового материала) 

Учитель. А сегодня MatataBot будет путешествовать.

А) –Для начала, отгадайте загадки.

  1. Это – средство обращения,

Это – средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

Штучка невеличка,

А всякому нужны …(деньги).

  1. В этой сумочке живет

Звонкая монета.

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа.       (Кошелёк)

Б) Беседа по пословице.

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу из слайда «Деньги как птицы, то улетают, то прилетают».

– Как вы понимаете выражение «деньги прилетают»? (Когда мы их зарабатываем.)

– Как мы называем заработанные деньги? (Доход)

– А как вы понимаете выражение «деньги улетают»? (Когда мы их тратим.)

– Как мы называем потраченные деньги?  (Расходы)

В) Практическая работа.

Объяснение задания.

– У каждого человека есть мечта. А о чем мечтаете вы, ребята? (Ответы детей.)

– А что необходимо для удовлетворения наших потребностей? (Ответы детей.)

– Для этого вам необходимо накопить деньги. Сегодня мы с вами попробуем это сделать.

– Как я уже говорила,  сегодня MatataBot будет путешествовать. Перед вами карта города. Две команды получат инструкцию для движения MatataBotа и кошелёк с деньгами. Ставите флажок на начало пути – это дом. А конец пути вы определите сами. Прочитайте внимательно инструкцию и постройте маршрут. Проходя свой маршрут, вы либо потратите, либо получите деньги.

– Если у вас остались деньги, вы идете их отложить в банк. Если у вас кончились деньги, вы идете домой.

– Итак, сейчас вы работаете в группе и находите конец вашего маршрута, обозначаете его флажком. Затем составляете программу для Мататы, чтобы он прошел этот путь. Чтобы проверить, запустите робота. Если есть ошибки, исправьте.

Инструкция для команд

1-я группа   2-я группа  
Начало пути Дом Начало пути Дом
1 Оплатите за свет и газ 500 р. 1 Сходите в цирк 200 р.
2 Купите продукты 200 р. 2 Сходите в кафе 200 р.
3 На работу 10000 р. 3 Купите продукты 300 р.
Конец пути   Конец пути  

 Работа в группах

– Составление маршрута;

– программирование на панели управления;

– запуск MatataBota.

  1. IV. Подведение итогов

Вопрос 2-й группе. Получилось ли  вашему роботу накопить деньги? (Нет.) Почему?

Вопрос 1-й группе. Куда дошел ваш робот? Значит, ему удалось накопить деньги?

Обсуждение                                    

– Почему одному роботу удалось накопить деньги, а другому нет?

– Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить? (Бывают расходы обязательные и необязательные.)

– Назовите расходы робота, которые обязательные.

– А теперь назовите действия, на которые можно было и не тратить деньги?

– Почему еще 1первому роботу удалось накопить деньги? (Потому что он работал.)

– Какие выводы мы можем сделать? Что нужно делать, чтобы накопить деньги? (Тратить их только на обязательные платежи и покупки. Зарабатывать их.)

Учитель. Молодцы, ребята. Закончим наше занятие песней про робота.