Прибавление и вычитание числа 1

№ 144

(Урок математики в I классе)

Лариса ДАВЛЕТШИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №52 г. Казани

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Форма урока. Урок-путешествие.

Цели деятельности педагога:

– ознакомить с приемами сложения и вычитания числа 1 в пределах 20;

– способствовать развитию устных вычислительных навыков, умения решать простые задачи;

– создать условия для развития логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирования умения выделять существенные признаки и свойства

Задачи:

– способствовать формированию умений называть одно предыдущее (последующее) число;

– выполнять движения по шкале влево или вправо от данного числа на 1 единицу.

Планируемые результаты:

предметные:

– познакомятся с приемами сложения и вычитания числа 1;

– научатся: выполнять прибавление 1 к числу, вычитание 1 из числа; использовать приемы вычислений: название одного, двух, трех чисел, следующих за данным числом и предшествующих данному числу.

Метапредметные:

познавательные:

– овладение понятиями прибавление 1, вычитание 1;

– овладение приемами вычислений: название одного, двух, трех чисел, следующих за данным числом (предшествующих данному числу);

– построение рассуждения в форме связи простых суждений;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

личностные: высказывают свое мнение, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Оборудование:

для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, разноцветные квадратики;

для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, веера с цифрами и знаками.

Ход урока

I. Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Учитель.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи,

И успешности впридачу.

Начинаем урок.

– Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что хотели быстрее с нами встретиться, потому что светит солнышко, может быть скоро каникулы и т.д.)

– Да, все, что вы сказали, верно: и солнышко светит, и снег выпал, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

– А какое у вас сейчас настроение? Покажите. (Желтый квадрат –отличное, зеленый – хорошее, красный – так себе.)

– Итак, возьмем с собой хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, угадайте, кто это пришел к нам в гости?

Бабка из муки в печи

Испекла не калачи,

Круглый он, румяный бок-

Это вкусный … (колобок).

– Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок.

Но что это?

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Непослушный колобок.

– Да, колобку без нашей помощи не обойтись, столько опасностей у него на пути. Давайте, поможем спастись Колобку и вернуться домой.

– Кого первым встретил Колобок? (Зайца)

– Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, Зайка.

– Выполни мои задания, тогда посмотрим.

Учитель. Я буду вам зачитывать весёлые задачки, а вы показываете только ответы с помощью веера с цифрами.

*Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

*По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку

Да плутовку лису

Повстречал он в лесу.

Отвечайте поскорей, Сколько встретил колобок зверей? (4)

*Вот семь зайчат

По дорожке идут,

За ними вдогонку

Двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится очень

Зайчишек домой? (9)

*По траве бежал котенок,

А за ним бежал щенок.

Кто, ребята, сосчитает,

Сколько там бежало ног? (8)

Учитель. Как узнали?

– Молодцы! Помогли мы Колобку задания выполнить, а он и покатился дальше. А навстречу ему Серый волк.

– Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, Серый волк.

– Выполни мои задания, тогда посмотрим.

Учитель. У волка свои задания.

Мы работать будем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах:

1. Говорим шепотом.

2. При разговоре смотри на собеседника.

3. Работаем вместе.

4. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Благодарим друг друга.

– Можно советоваться, помогать друг другу, сравнивать ответы. Какая пара быстрее выполнит задание поднимет руки домиком.

Учитель. Теперь работаем с карточками. (На партах – карточки с числами от 1 до 10.)

Задания:

– Положите число, которое стоит перед числом 2.

– Положите число, которое стоит слева от 7.

– … число, которое стоит после числа 4

–  …число, которое стоит между числами 2 и 4.

–  … соседей числа 9.

Учитель. Миша, какие числа положил? Верно.

– А теперь расположите данные числа в порядке их возрастания. Что значит в порядке возрастания?

– 1, 3, 5, 6, 8, 10.

–А теперь назовите самое маленькое число.

– Назовите самое большое число.

III. Создание проблемной ситуации

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

Учитель. Скажите, пожалуйста, не решая примеров, мы можем сказать, где ответ больше или меньше? Почему?

– А ты … (Данил, Зиля и т.д.) можешь сказать?

– Ребята, у нас возникла проблемная ситуация. Оказывается, мы не знаем этого.

А если мы прибавим к числу 1 или вычтем 1, сможем ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся.)

– Значит, какая тема сегодня на уроке? (Прибавление и вычитание числа 1.)

Учитель. Цель нашего урока – научиться решать примеры на прибавление и вычитание числа 1.

IV. Исследование. Открытие нового знания

На листах примеры:

1+1=   2–1=

2+1=    3–1=

3+1=    4–1=

4+1=     5–1=

5+1=     6–1=

6+1=     7–1=

7+1=      8–1=

8+1=      9–1=

9+1=           10-1=

Учитель. На партах лежат листочки. Сейчас мы с вами проведем математическое исследование. Посмотрите внимательно на эти примеры. Что интересного вы заметили?

– Какое же главное отличие этих столбиков?

– Решите эти примеры.

– Давайте подумаем, как можно легко их запомнит, чтобы не допустить ошибок?

– Что интересного вы заметили при решении примеров 1 столбика? Давайте сделаем общий вывод.

Общий вывод. Если к числу прибавить 1, то надо назвать следующее за ним число.

Учитель. Теперь рассмотрим примеры 2 столбика. Что здесь интересного? Какой вывод можем сделать?

Общий вывод. Чтобы из числа вычесть 1, то называем предыдущее число.

Физкультминутка (математический волейбол)

Учитель. Катится колобок дальше, а навстречу ему Медведь. Только Медведь был добрым, поэтому приглашает нас поиграть в математический волейбол. (Учитель говорит примеры на сложение и вычитание числа 1, а ученик ловит мяч, говорит ответ и кидает мяч обратно учителю.)

– Молодцы! Садимся.

– Руки? (На месте.) Ноги? (На месте.) Локти? (У края.) Спина? (Прямая.)

Учитель.  Скажите, сколько будет 36+1, 93+1? 45–1, 89–1?

– А для чего нам надо уметь прибавлять и вычитать? Где нам может это пригодиться в жизни?

V. Первичное закрепление

Учитель. И покатился колобок дальше. Но встретилась ему Лиса.– А Лиса-то какая, ребята? (Хитрая)

– Правильно. Приготовила она Колобку трудное задание. Думает, не справится, съем.

– Откройте рабочие тетради на стр. 23 №2. (Задание читает один ученик.)

– А теперь проверьте решение с эталоном и оцените свою работу. Если все правильно, поднимите зеленый круг. Если допущены ошибки – красный.

– Кто нашел свои ошибки, тоже молодцы. Ведь они нашли их и исправили.

– Молодцы! Мы спасли Колобка от Лисы. Теперь он вернется домой к бабушке с дедушкой.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие. Расскажите про урок по плану:

Я узнал сегодня на уроке …

Мне было интересно …

Мне было сложно …

Мне понравилось, как работал на уроке …

– Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. А теперь покажите ваше настроение.

И у меня замечательное настроение. Спасибо всем за урок!