Предметно-развивающая среда как приоритетное условие ранней профориентации детей в детском саду
Елена КАПИТОНОВА,
заведующая детского сада №407 г. Казани
Дошкольное образование является первой ступенью системы образования Российской Федерации, внедрения нового формата приобщения воспитанников к ранней профориентации настоящего и будущего является актуальной для детского сада.
Данная позиция отражена в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система образования ставит целью формирование личности, готовой к труду.
Основополагающей целью ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить деятельность каждого ребенка, позволив ему наиболее полно реализовать индивидуальные возможности.
В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности индивидуальности каждой личности.
Не секрет, что в рамках образовательной программы ДОУ через игру мы знакомим детей с профессиями взрослых, о которых они узнают с первых лет жизни: продавец, врач, парикмахер, водитель, повар и т.д., мы воспитываем уважение к людям труда, результатам труда взрослых. Знакомство дошкольников с профессиями, видами труда не только расширяет общую осведомленность об окружающем, но является актуальным процессом в современном мире, так как формирует у них элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, которую необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, в том числе игровых.
Наш детский сад в рамках реализации инновационного проекта по созданию комплексной инновационной образовательной модели, направленной на развитие конкретно-наглядных представлений дошкольников о мире профессий «детский сад-игропарк» решает задачи профориентации и социальной адаптации. При этом для более качественного освоения детьми материала мы используем объекты и профессии ближайшего социального окружения: профессии родителей и место их работы, культурные и исторические объекты и события.
Важнейшим условием для реализации задач инновационного проекта является развивающая предметно-пространственная среда детского сада.
В наших группах создана профориентационная развивающая среда, удовлетворяющая образовательные потребности детей по ранней профориентации. Каждой возрастной группе в соответствии с актуальными потребностями детей и запросом родителей присвоен профориентационный профиль, предполагающий более углубленное изучение соответствующей профессии.
Профиль «Доктор» представлен игровым центром – «Кабинет доктора», где наши воспитанники имеют возможность получить социальный опыт, связанный с медицинскими профессиями, такими как врач, медсестра, лаборант, регистратор.
Профиль «Продавец» и «Парикмахер» – игровая среда в группах насыщена тематическим игровым материалом, маркерами игрового пространства, элементами профессиональной одежды людей данной профессии.
Профиль «Менеджер общественного питания» – в игровой форме наши воспитанники углубленно знакомятся с правилами качественной подачи блюд и сервировки стола.
Профиль «Строитель» представлен строительными конструкторами, нетрадиционными материалами. Воспитанники знакомятся с такими строительными профессиями как архитектор, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, и т.д.
Профиль «Юный талант» представлен материалами для творческих сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, музыкальными игрушки и инструментами для творческого музицирования. Воспитанники знакомятся с профессиями: художник, костюмер, певец, композитор.
Профиль «Авиатор» – воспитанники могут ознакомиться с различными моделями самолетов, стать летчиками-испытателями, конструкторами, работниками аэропорта.
Профиль «Мир спорта» представлен спортивными атрибутами, элементами спортивной формы. Знакомство с профессиями: спортивный журналист, комментатор, тренер, арбитр.
Профиль «Станция служба спасения» представлена центром юного пожарного, службой МЧС и ДПС.
В оборудованных профилях дети упражняют себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели.
В целях обмена и обогащения знаниями о профессиях, работает система взаимопосещения воспитанниками групп различных профилей.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи.
Нами были проведены встречи с родителями различных профессий. Воспитанники нашего детского сада были познакомлены с такими профессиями: врач скорой помощи, пожарный, сотрудник ДПС, повар-кондитер, инженер-строитель, конструктор, летчик-испытатель.
Настоящим открытием для наших воспитанников стало посещение совместно с родителями «Kid Space». Детский город профессий, где наши воспитанники смогли попробовать свои знания в различных профессиях.
Наши педагоги постоянно наблюдают и анализируют, какими способностями обладает воспитанник, к каким играм проявляет интерес.
Очень часто мы после анализа и наблюдения за талантами наших воспитанников, рекомендуем родителям, посещать центры внешкольной работы, спортивные, музыкальные, художественные школы.
Партнёрство детского сада с образовательными, социокультурными учреждениями позволяет использовать их образовательный ресурс и восполнять недостающие знания и навыки у воспитанников.
В своей работе мы используем образовательный кластер. Это новый тип социального диалога и партнерства для формирования партнерских связей сотрудников ДОУ, родителей, воспитанников, школы, колледжа, вуза.
Первой ступенью образовательного кластера выступает детский сад. Затем – центр внешкольной работы, школы искусств, спортивные школы, колледж, а в дальнейшем институт… Многие наши воспитанники продолжают свое дальнейшие обучение в художественной школе №2, школе фигурного катания в ДЮСШ «Авиатор», фубольной школе «Рубин», музыкальной школе, школе балета «Мир пуантов и талантов» …
Таким образом, каждый ребенок в естественных и доступных практиках познает мир профессий и получает новый социальный опыт.