Праздники моего народа
(Творческий проект)
Резеда ФАТТАХОВА, Гульнур КОМАРОВА,
воспитатели детского сада № 3 г. Казани
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: сентябрь-июнь (долгосрочный, на учебный год).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Народные праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомство дошкольников с народными праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно академик Д.С.Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Национальные народные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов, в том числе и татарского. Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребёнка и возрождения народных традиций.
Проблема.Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание любви к родной культуре, знакомство с татарским народным творчеством.
Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о народных праздниках, культуре и жизни татарского народа.
Задачи проекта:
для детей:
– выявить уровень представлений детей о быте, культуре и традициях татарского народа;
– создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через народные праздники;
– совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
– воспитывать уважительное отношение к культуре татарского народа;
для педагога:
– изучить научно-методическую литературу, систематизировать литературный и иллюстративный материал по теме;
– обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по теме;
– разработать план реализации проекта, конспекты мероприятий (НОД, СОД, консультации, родительские собрания);
для родителей:
– привлечь родителей к активному участию в работе над проектом;
– повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями татарского народа, с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Этапы реализации:
1-й этап: сентябрь-ноябрь.
– Накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок, народных игр, хороводов и т.д.;
– приобретение и изготовление пособий, татарских народных костюмов по татарской народной культуре;
– пополнение музея татарскими народными инструментами;
– пополнение фонотеки татарской народной музыкой;
– создание презентации «Татарские народные инструменты»;
– проведение развлечений «В гостях у волшебных татарских узоров»;
– посещение мини-музея;
– проведение праздника «Сөмбелә».
2-й этап: декабрь-февраль.
– Консультации для воспитателей «Народные праздники в Татарстане», «Татарский народный костюм», «Хороводные игры», «Игрушки народных умельцев»;
– информация для родителей в родительских уголках о народных традициях, праздниках, приметах;
– активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов, игр, слушание народной музыки, знакомство с татарскими народными инструментами;
– создание презентации «Татарский народный костюм», «Татарские музыкальные инструменты»;
– проведение досуга в подготовительных группах «Татарское гостеприемство», в старших группах«В гостях у Дәү әники»;
– проведение праздника «Нардуган».
3-й этап: март-июнь.
– Организация сюжетно-ролевых игр «Аулак өй»;
– разучивание татарских народных игр «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия», «Чума үрдәк, чума каз», «Тимербай», «Йөзек салыш», «Түбәтәй»;
– проведение развлечений «Карга боткасы», «День татарских народных игр»;
– проведение праздника «Навруз» и «Весёлый Сабантуй».
Ожидаемые результаты по проекту
для детей:
– развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к татарской народной культуре;
– сформированное чувство гордости за татарский народ;
для педагогов:
– самореализация, повышение своего творческого потенциала;
– реализация основой цели проекта;
для родителей:
– создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;
– активное вовлечение в совместную с детьми, познавательно-творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ;
– повышение авторитета детского сада в глазах родителей.
План работы по реализации проекта «Праздники моего народа»
№ | Мероприятия | Дата реализации |
1 | Проведение бесед на темы: «Татарские народные инструменты», «Народные промыслы», «Народные приметы»,·«Как жили раньше? Авылым йорты».
Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров» |
Сентябрь |
2. | Проведение праздника «Сөмбелә» | Октябрь |
3. | Посещение мини- музея в детском саду | Ноябрь |
4. | Проведение праздника «Нардуган» | Декабрь |
5. | Прослушивание татарских народных наигрышей; разучивание татарских хороводных танцев, песен, игр. | Январь |
6. | Проведение ряда бесед на темы «Народные промыслы», «Народные приметы», «Как жили раньше? Авылым йорты», «Татарская народная кухня»
Проведение досугов в подготовительных группах «Татарское гостеприемство»; в старших группах «В гостях у Дәү әники» |
Февраль |
7. | Организация сюжетно-ролевых игр «Аулак өй»
Проведение развлечений «Карга боткасы», «День татарских народных игр»
|
Март |
8. | Проведение весеннего праздника «Навруз» | Апрель |
9 | Разучивание татарских народных игр | Май |
10 | Проведение праздника «Весёлый Сабантуй» | Июнь |
Прогнозируемый результат
В результате реализации проекта у детей формируются:
– нравственно-патриотические чувства;
– основы национального самосознания;
– умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
– эмоционально-положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.