Праздники моего народа

(Творческий проект)

Резеда ФАТТАХОВА, Гульнур КОМАРОВА,

воспитатели  детского сада № 3 г. Казани

Вид проекта: творческий.

Срок реализации проекта: сентябрь-июнь (долгосрочный, на учебный год).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

Народные праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомство дошкольников с народными праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно академик Д.С.Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Национальные народные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов, в том числе и татарского. Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребёнка и возрождения народных традиций.

Проблема.Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание любви к родной культуре, знакомство с татарским народным творчеством.

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о народных праздниках, культуре и жизни татарского народа.

Задачи проекта:

для детей:

– выявить уровень представлений детей о быте, культуре и традициях татарского народа;

– создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через народные праздники;

– совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

– воспитывать уважительное отношение к культуре татарского народа;

для педагога:

– изучить научно-методическую литературу, систематизировать литературный и иллюстративный материал по теме;

– обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по теме;

– разработать план реализации проекта, конспекты мероприятий (НОД, СОД, консультации, родительские собрания);

для родителей:

– привлечь родителей к активному участию в работе над проектом;

– повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями татарского народа, с народными календарно-обрядовыми праздниками.

Этапы реализации:

1-й этап: сентябрь-ноябрь.

– Накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок, народных игр, хороводов и т.д.;

– приобретение и изготовление пособий, татарских народных костюмов по татарской народной культуре;

– пополнение музея татарскими народными инструментами;

– пополнение фонотеки татарской народной музыкой;

– создание презентации «Татарские народные инструменты»;

– проведение развлечений «В гостях у волшебных татарских узоров»;

– посещение мини-музея;

– проведение праздника «Сөмбелә».

2-й этап: декабрь-февраль.

– Консультации для воспитателей «Народные праздники в Татарстане», «Татарский народный костюм», «Хороводные игры», «Игрушки народных умельцев»;

– информация для родителей в родительских уголках о народных традициях, праздниках, приметах;

– активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов, игр, слушание народной музыки, знакомство с татарскими народными инструментами;

– создание презентации «Татарский народный костюм», «Татарские музыкальные инструменты»;

– проведение досуга в подготовительных группах «Татарское гостеприемство», в старших группах«В гостях у Дәү әники»;

– проведение праздника «Нардуган».

3-й этап: март-июнь.

– Организация сюжетно-ролевых игр «Аулак өй»;

– разучивание татарских народных игр «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия», «Чума үрдәк, чума каз», «Тимербай», «Йөзек салыш», «Түбәтәй»;

– проведение развлечений «Карга боткасы», «День татарских народных игр»;

– проведение праздника «Навруз» и «Весёлый Сабантуй».

Ожидаемые результаты по проекту

для детей:

– развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к татарской народной культуре;

– сформированное чувство гордости за татарский народ;

для педагогов:

– самореализация, повышение своего творческого потенциала;

– реализация основой цели проекта;

для родителей:

– создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;

– активное вовлечение в совместную с детьми, познавательно-творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ;

– повышение авторитета детского сада в глазах родителей.

План работы по реализации проекта «Праздники моего народа»

Мероприятия Дата реализации
1 Проведение бесед на темы: «Татарские народные инструменты», «Народные промыслы», «Народные приметы»,·«Как жили раньше? Авылым йорты».

Развлечение  «В гостях у волшебных татарских узоров»

Сентябрь
2. Проведение праздника «Сөмбелә» Октябрь
3. Посещение мини- музея в детском саду Ноябрь
4. Проведение праздника «Нардуган» Декабрь
5. Прослушивание татарских народных наигрышей; разучивание татарских хороводных танцев, песен, игр. Январь
6. Проведение ряда бесед на темы «Народные промыслы», «Народные приметы», «Как жили раньше? Авылым йорты», «Татарская народная кухня»

Проведение досугов в подготовительных группах «Татарское гостеприемство»; в старших группах «В гостях у Дәү әники»

Февраль
7. Организация сюжетно-ролевых игр «Аулак өй»

Проведение развлечений «Карга боткасы», «День  татарских народных игр»

 

Март
8. Проведение весеннего праздника «Навруз» Апрель
9 Разучивание татарских народных игр Май
10 Проведение праздника «Весёлый Сабантуй» Июнь

 

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта у детей формируются:

– нравственно-патриотические чувства;

– основы национального самосознания;

– умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;

– эмоционально-положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.