Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
№ 204
(Урок русского языка в 3 классе)
Лайсан ЯРУЛЛИНА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Князевской средней школы Тукаевского района
Цели урока:
– формировать у учащихся умение писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
– совершенствовать умение объяснять написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные:
– формировать умение грамотно писать имена существительные с шипящими на конце: с мягким знаком или без него (организовать наблюдение за правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, подвести детей к открытию способа проверки);
– способствовать развитию орфографической зоркости;
личностные:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к учебному труду;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
– понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
– действовать по плану и планировать свои учебные действия;
– контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
– адекватно оценивать свои достижения;
познавательные:
– читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
– понимать информацию, представленную в разных формах;
– строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
– строить логическую цепь рассуждений;
коммуникативные:
– сотрудничать с соседом по парте;
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;
по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Образовательные ресурсы: учебник (Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. – М.: Вентана-Граф. – 2013); мультимедийный проектор; карточки для работы в парах; презентация;
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
– А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь.
- II. Актуализация опорных знаний
- Повторение знаний об имени существительном.
Учитель. Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко. Давайте проанализируем слово солнышко. Что о нём можно сказать? (Имя существительное.)
– Вспомним, что такое имя существительное? Посмотрите на доску. Здесь даны утверждения. Выберите верные утверждения методом исключения:
Имя существительное – это часть слова.
Имя существительное – это часть речи.
Имя существительное обозначает признак предмета.
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
– Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)
– Сделаем вывод, что же такое имя существительное? (Слайд 3)
– Что ещё мы можем определить в слове солнышко? (В единственном числе.)
– Докажите. (Солнышко, оно одно.)
– Спасибо. Ещё? (Среднего рода.)
– Докажите. (Солнышко, оно моё.)
– Какой шипящий звук есть в этом слове? ([ш])
– Молодцы! Знаете ли вы другие существительные с шипящими звуками? Мы сейчас проверим. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать и записывать отгадки в тетрадь. Для этого приготовим наши тетради.
- Минутка чистописания.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Учитель загадывает загадки.)
Отгадки: печь, ёж, мышь, плащ.
– По образцу за мной прописывайте в воздухе. (Прописывают слова вместе с учителем.)
– Пишем с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.
– Что общего у этих слов? (Это имена существительные, единственного числа, на конце шипящий звук.)
– Подчеркнём все шипящие. ([ч], [ж], [ш], [щ])
– Посмотрите внимательно, в чём различие? (На конце некоторых слов есть ь, а на конце других – нет.)
– Интересно, почему?
III. Постановка учебной задачи
Учитель. Попробуем в этих словах сами поставить ь. (Маркером на листочке.)
мяч_
ключ_ лещ_ |
доч_
ноч_ вещ_ |
– Двое желающих идут к доске, а остальные, возьмите сигнальные карточки и покажите мне, в каких словах вы поставите ь, а в каких нет?
– Вы согласны с мнением…? (Имя ученика.)
– Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму.)
– Какую цель мы поставим себе на наш урок? (Научиться правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце.) (Слайд 4)
- IV. Открытие нового знания
Работа в парах.
– Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания ь на конце имен существительных после шипящих?
– Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. У вас на партах есть карточки. Выполните задание, пожалуйста. Будьте внимательны! У вас всё получится! Времени даю вам 1 мин.
|
– Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей.) Можно ли проверить имена существительные с шипящим на конце? Что для этого надо сделать? (Слайды 5 – 6)
(На доске крепится алгоритм проверки.) (Слайд 7)
- Определить, что это слово имя существительное.
- Определить род и число.
- Если слово ж.р. в ед.ч – ь.
Если слово м.р. в ед.ч – ь.
– Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на стр. 170. Что скажете? (Наше мнение совпало с мнением автора учебника.)
– Вы молодцы! У вас получилось самим сделать открытие!
– Сейчас вернёмся к нашим словам и запишем их правильно в тетрадь: мяч, ключ, лещ, дочь, ночь, вещь.
– Вы хорошо потрудились. Сейчас можно и отдохнуть.
Физкультминутка
- V. Первичное закрепление
Самостоятельная работа.
|
Учитель. Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. Работаем на карточках ручкой. У вас одна минута.
|
Самопроверка. (Слайд 10)
Учитель. Проверьте свою работу. Над каждым правильным словом поставьте плюсик.
– Пожалуйста, оцените свою работу на пальчиках. Если ошибок нет – «5». Если одна ошибка – «4». Если две или больше ошибок, значит, ничего не ставите.
– Спасибо. Молодцы!
– Те, кто допустил ошибки, какой вывод для себя можете сделать? (Нужно ещё потренироваться…)
– Да, конечно, я уверенна, что у вас все еще получится. Это ещё только первый урок по данной теме.
- VI. Рефлексия
Учитель. Ребята, какое открытие вы сегодня сделали? (У имён существительных с шипящими на конце женского ррода мягкий знак пишется, у мужского рода – не пишется.)
– Сейчас проверим, как вы поняли. Я называю слова, а вы отмечаете хлопком те из них, на конце которых мягкий знак пишется, если нет, то вы – не хлопаете.
– Ночь, …
– Оцените свою работу на уроке с помощью положения большого пальца.
– Спасибо! Те, у кого пальчик не вверх, какой вывод для себя вы сделаете?
– Я уверенна, у вас все получится!
VII. Итог урока
Учитель. Важна ли для вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?
– Ребята, запишите домашнее задание.
VIII. Домашнее задание
Выучить правило; выполнить упр. 1 на стр. 170.
– Урок закончен. Ребята, спасибо за работу. (Дети встают.) Всё, свободны.