Правописание безударных гласных в корне слова

(Урок русского языка в 2 классе)
Лилия ВАФИНА,
учитель начальных классов
гимназии № 10
г.Зеленодольск РТ

Образовательная программа: «Школа России».

Предмет: русский язык.
Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.
Форма проведения: урок.
Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.
Тема урока: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Цели урока:
Предметные:
Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.
Учить работать по алгоритму.
Различать проверочные и проверяемые слова.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, презентация, картинный словарь, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
Ход урока
1 .Орг. момент
2 .Эмоциональный настрой
Эмоциональный настрой на урок

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (улыбка)

– Подарим улыбку друг другу и начнём наш урок.

 

3.Минутка чистописания. (Слайд № 2)

а р я о и е

–Какая буква лишняя? Почему?

–Запишите только гласные буквы (а  о  и  е  я)

4. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

 Посмотрите на картинку, запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Ворона, воробей, сорока, скворец.

На какую орфограмму записаны слова? (На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.

– Какое слово лишнее? Почему? (Скворец – проверяемая безударная гласная,).

– Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)

Продолжим  закрепление по данной теме.

– Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть – корень и значение)

– Подберите проверочное слово. (Скворушка) (Слайд №3)

  1. Работа в группах. (Слайд №4) Составьте предложение о птицах по заданной схеме. Подчеркните грамматическую основу.

Какая? Кто? Что делает? Где?

(Большая ворона сидит на берёзе.)

6.Физминутка для глаз.
  1. Коллективная работа. (Слайд № 5)

– Что объединяет записанные слова? (Это птицы)

– Как  ещё называют птиц? (Пернатые)

–Прочитайте следующую группу слов:

 Перо, пернатые, первый, оперение.

–  Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово первый другого значения)

– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.

 Игра «Будь внимателен».  (Слайд № 6) Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение. (работа с интерактивной доской)

  1. Белка, беленький, белить.
  2. Водный, вода, водить.
  3. Корень, корневой, коржи
  4. Лось, лоскут, лосенок.

– Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Выделите корень и поставьте ударение.

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

  1. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
 (Слайд № 7)

– Какие слова требуют проверки? Составим алгоритм.

 Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
 
  1. Самостоятельная работа по учебнику с.100 упр.152. (по вариантам)
10.Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

11. Индивидуальная работа

– Ребята, к нам в гости прилетела сорока. Послушайте задание, которое приготовила она для нас:

– Здравствуйте, ребята!
Я сорока-белобока
По белу свету полетала,
Слов немало нахватала,
А пока хвостом виляла,
Буквы где-то растеряла.
Вы слова скорей возьмите,
Да и правильно их напишите,

А потом себя и оцените.

 (Слова – карточки на хвосте сороки)

 Сорока принесла карточки для каждого из вас. Они у вас на столах.

 

 

Карточка 1 варианта Карточка 2 варианта
передняя сторона карточки задняя сторона карточки передняя сторона карточки задняя сторона карточки
 д.ньки
с.сна
п.щит
н.чует
с.довый




 
 цв.тёт
п.ёт
з.лёный
гн.здо
св.стеть



 

12. Рефлексия.

Прочитайте пары слов, спишите в тетрадь (Слайд № 8)

Обозначьте ударение. Подчеркните в корне каждого слова букву, обозначающую безударный гласный звук.

Слон – слоны                 лиса – лисы

семья – семьи                 сосны – сосна

сады – садик                   снега – снег

Взаимопроверка. Оценивание с помощью знаков «+», « — »

  1. Подведение итогов урока

– Как правильно написать безударный звук в корне слова?

(Подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука)

– Что такое проверочное слово? (Это слово в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)

 

  1. Рефлексия. 

    (слайд № 9)

Сегодня на уроке:

Было интересно…

Было трудно…

Где я могу применить полученные знания?

15. Домашнее задание

Упр. 154 с.100, учить правило.