Повышение престижа классного руководителя

Алина КАРТАШОВА,

учитель начальных классов лицея №2 г. Чистополь

Ключевых фигурой воспитательного процесса любой образовательной организации является классный руководитель. От уровня его профессионализма, духовности и нравственных качеств зависит успех воспитательной работы в школе. Перед классным руководителем ставится множество задач: нужно быть профессионально информированным; осознанно реализовывать ведущие направления государственной, региональной и муниципальной образовательной политики; на основе комплексного анализа задач, условий и рисков уметь проектировать и планировать профессиональную деятельность, прогнозировать и диагностировать воспитательный результат; творчески модифицировать, применять и разрабатывать инновационные идеи, воспитательные приёмы; выстраивать партнёрские отношения с общественными и гражданскими институтами, организациями, т. е. продуктивно, комплексно и на высоком уровне решать сложные профессиональные задачи.

В руках классного руководителя есть его профессиональный и социальный статус. Первое: его положение по отношению ко всем субъектам образовательного процесса, место и роль в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Второе – это положение классного руководителя в системе профессионально – педагогических отношений, его способность применять разнообразные навыки и умения для решения задач классного руководства.

В связи с возросшей ролью воспитания во всей образовательной системе стоит отметить, что классный руководитель является координирующим звеном в этом вопросе между руководством школы и учащимися. Встает вопрос: «Как повысить социальный и профессиональный статус педагога?», ведь успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Нужно изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия. Здесь также стоит отметить, что классный руководитель – это не только воспитание, но анализ успеваемости класса, коммуникация с другими педагогами и родителями, проведение коллективных мероприятий.

Такая многозадачность и ответственность может быть по силам только тому, кто действительно, в первую очередь, готов сам работать над собой, своими личными и профессиональными качествами. Время не стоит на месте, а в условиях нынешних реалий — несется с огромной скоростью, что требует появления новых форм и направлений работы классного руководителя.

Процесс повышения социального и профессионального статуса означает:

– изменение мотивационной сферы личности педагога. Здесь главную роль играет желание педагога самосовершенствоваться, способность устанавливать сотрудничеством с коллегами, детьми и родителями;

– развитие стратегического мышления педагога, навыков проектирования профессиональной деятельности. Важно отметить, что в этом пункте предусматриваются знания классного руководителя нормативно-правовых документов, эффективных методик и технологий, средств взаимодействия с классом;

– развитие способности компетентно и самостоятельно разрешать педагогические задачи, преодолевать трудности объективного характера, предвидеть риски и действовать в ситуации неопределённости. Мы имеем в виду способность самостоятельно решать возникающие проблемы, готовность к творческому поиску в профессиональной деятельности и ее рефлексия;

-– развитие объективной самооценки содержания и результативности деятельности. Итог любой деятельности – это результат, а в рамках заданной темы – это результаты педагога и учащихся.

Из всего вышесказанного можно привести в пример «модель успешного классного руководства:

– создать условия для проявления и обогащения внутренних сил ребёнка;

– использовать принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально – личностный подход для решения поставленных задач;

– воспитать человека, способного занять своё место в жизни.

В результате учащийся приобретает социальные знания, получает опыт позитивного отношения к ценностям общества, получает самостоятельный опыта.

Одна из новых форм работы с классом это цикл занятий «Разговоры о важном», опыт показывает, как важно из них сделать именно разговоры, а не монолог классного руководителя, на платформе представлены методические рекомендации, материалы к урокам и интерактивные задания, детям нравится не только слушать, но и быть услышанными. Эти уроки проходят всегда в благоприятной атмосфере, когда класс настроен на разговор, увлечен новой темой, здесь важно то, каким образом классный руководитель выстроил систему и подачу этого цикла, отсюда вытекает и следующая технология взаимодействия с классным коллективом – коллективный способ обучения. Здесь класс ориентируется на конечный результат, в ходе диалога непрерывно и безотлагательно передают друг другу знания, возникает взаимное сотрудничество и помощь.

Классный руководитель – это не работа, а образ жизни. Главное здесь – не воспитывать детей, а жить с ними с ними совместной деятельностью. Каждый избирает свой путь взаимодействия с учащимися стремится сделать жизнь своего класса интересной и запоминающейся, педагоги непрерывно обучаются, методом проб и ошибок избирают новые формы работы, отмечая положительные и отрицательные стороны можно всегда из нескольких видов работы сделать свою, подходящую сегодня и сейчас. Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.