Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
№49
(Русский язык в III классе. Сингапурский метод обучения)
Гольнур АХМЕТОВА,
учитель начальных классов первой квалификационной категории Сатламышевской основной школы Апастовского района
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени существительном.
Задачи урока: научить применять знания о существительном как части речи, выявлять орфограммы в существительных, отработать умение определять его синтаксическую роль, формировать умение грамотно использовать имена существительные в речи, поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Оборудование: ноутбук, карточки с заданиями, проектор, экран, слайды по теме, учебник (Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык, 3 класс, в 2 частях. – Москва: «Просвещение», 2013)
Формирование УУД:
– личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным;
– регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
– познавательные действия: уметь определять существительные, изменять их по вопросу, использовать их в речи и письме;
– коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие, уметь выслушать и помочь товарищу.
Использованные структуры: РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД ПЭА ШЭА, РАУНД ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга.
– Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)
– Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему «Имя существительное».
II. Разминка ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН
– Сейчас я буду говорить существительное в единственном и множественном числе. Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет – сидите.
– Нога – … (ноги), рука – … (руки), мука – … (муков) (сущ. мука не имеет мн.чис.), день – … (дни), утёнок – … (утята), лень – … (леней) (сущ. лень не имеет мн.чис.), телёнок – … (телята), козлёнок – … (козлята). Молодцы ребята.
– Сейчас мы должны вспомнить всё об имени существительном. Работаете с партнёром по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать понятие, обозначение, вопросы, примеры (5 минут). Слайд № 2
– Кто готов, покажите это.
– Сейчас вы вспомнили всё об имени существительном. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнёром по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнёрами листочками и опять найдите лишнее слово. У вас должны получиться два слова.
Слайд № 3
Назвать 4-ое лишнее.
1) сад, машина, мальчик, белая
2) игра, играл, кукла, девочка
– Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Хорошо спасибо!
Вывод разминки.
MИКС ПЭА ШЭА – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
– Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и ручки. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 секунды на размышление.
1-й вопрос. Почему лишними оказались слова белая и играл ?
– Начинает тот, кто ростом выше (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра (музыка останавливается, ученики находят другую пару).
2-ое задание. Слайд № 4
Продолжить предложение, которое на экране: Имена существительные изменяются …
– Начинает тот, у кого волосы светлые. Подумайте 3 секунды (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра (музыка останавливается, ученики находят другую пару).
3-е задание. Слайд № 5
Продолжить предложение, которое на экране: Существительные могут быть …
– Начинает тот, кто ниже ростом. Подумайте 3 секунды (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра. Спасибо, ребята, молодцы! Садитесь на свои места.
III. Основная часть
1. РАУНД ТЭЙБЛ (по часовой стрелке).
– Соедините пары карточек стрелочкой. Начинает ученик под номером 2.
Р.п. Кто? Что?
Т.п. О ком? О чём?
И.п. Кому? Чему?
П.п. Кем? Чем?
В.п. Кого? Чего?
Д.п. Кого? Что?
– Прочитает ученик под номером 1. Спасибо, ребята, молодцы!
2. Самостоятельная работа (в тетрадях) по карточкам. Слайд № 6 Спишите и укажите род имён существительных: картофель, змея, медведь, сокол, бревно, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.
Проверка. Слайд № 7 Вывод.
3. Физкультминутка. ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (дети встают друг за другом и показывают движения по очереди).
4. Самостоятельная работа (в тетрадях). Слайд № 8
Спишите, вставляя нужные буквы: реч…, рож…, нож…, мяч…, товарищ…, плащ…, борщ…, помощ…, доч….
Проверка. Слайд № 9 Вывод.
5. Работа по учебнику (упражнение № 79, С.44)
IV. Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради (упражнение № 80, С.53)
V. Итог урока. Парковка.
– Чему был посвящён урок?
– Получили ли вы новые знания при повторении пройденного урока?
– Какую работу вам понравилось выполнять?
– Напишите свои впечатления об уроке и приклейте к парковке.
VI. Домашнее задание
Выполнить упражнение № 81, С.45.