Повернитесь лицом к учительству!

Кадрия НИГМАТУЛЛИНА,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №114 г. Казани

Достижения науки и техники проникают во все сферы жизни общества, прежде всего в образование. Несомненно, компьютерные технологии помогают в обучении и воспитании учащихся. Здесь главное не переусердствовать с их применением. Как показал опыт дистанционного обучения в школах в IV четверти 2019/2020 учебного года, не может оно полностью заменить живое общение учителя, ученика, родителя.

Несмотря на достижения научно-технического прогресса, кабинеты истории и обществознания в наших школах сильно отличаются друг от друга. Мне бы хотелось, чтобы соблюдался определённый государственный стандарт: ученическая мебель, рабочее место учителя, оргтехника, наглядность на стенах, плакаты, планшеты, обновление исторических карт. К примеру, в нашем кабинете истории сделали хороший ремонт, однако он «голый», пустой: нет плакатов, планшетов, колонок, пульта, удлинителя, жалюзи, принтера, ксерокса, бумаги, картриджа. Необходимые материалы для работы я, как учитель истории, частенько распечатываю на свои деньги. В связи с передачей кабинета истории два года назад под начальную школу, учителя истории оказались у «разбитого корыта». Уроки велись в кабинете физики, математики, литературы, английского языка и т.д. Всю методическую копилку учителей, книги, учебники, газеты, журналы, работы учащихся и многое другое спустили в подвал, а потом сдали в макулатуру. В прошлом учебном году кабинет истории вновь появился, но взамен закрыли большой кабинет английского языка. Кабинет находится на солнечной стороне и мы вынуждены были заклеить окна солнцезащитной пленкой, купленной в магазине Фикспрайс. Поэтому необходимо, чтобы кабинеты истории имели определённый стандарт. Сейчас появилась информация о том, что учащиеся каждого класса будут учиться только в одном кабинете, а учителя будут приходящими. Я не представляю, как будет выполняться школьная программа по физике, химии, географии, информатике. На пальцах, либо учитель будет носить по школе приборы, пробирки, таблицу Менделлева, глобусы?

На сегодняшний день в моей отдельно взятой школе нет современных карт. Имеющимся картам более 30 лет. У нас нет современных карт по истории Татарстана и татарского народа, истории зарубежных стран, истории России. В некоторых странах Европы прошли революции. Давно не существует на политической карте мира Чехословакии, СССР, ГДР, Югославии. К примеру, референдум в Крыму прошел ещё в 2014 году, а у нас на картах СССР Крымский полуостров в составе Украины. Исторические карты должны поступать в школы незамедлительно, в т. ч. для изучения географии.

Также считаю необходимым обеспечить все школьные библиотеки  новым текстом Конституции РФ. Было бы хорошо, чтобы Конституцией был обеспечен также каждый кабинет истории и обществознания (чтобы хватило каждому ученику в классе).  Ведь сам Президент России Владимир Путин счёл необходимым подробно изучать в школах России обновленную Конституцию страны.

Не могу обойти стороной целый ряд трудностей, сложностей, дополнительных нагрузок на современного учителя. Еще экс-министр образования Ольга Васильева говорила о трёх документах, которые заполняет учитель: 1) электронный журнал; 2) электронный дневник; 3) рабочая программа. Министр сменился, а проблема осталась. Бедный учитель завален отчетностью из разных инстанций: Личные дела, характеристики, планы воспитательной работы, план работы со слабоуспевающими учащимися, план работы с одаренными детьми, план работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, план работы по внеурочной деятельности по предмету, план работы с олимпиадниками, протоколы родительских собраний, план работы ШМО и многое другое. Помимо этого, учительство загружают выборами, голосованием, референдумом, митингами, переписью населения, обходом детей в микрорайоне. У учителей, в отличие от представителей других профессий, работа не нормирована. Мало кто работает дома после трудового дня, а вот у учителей работа проходит не только в школе, но и дома. Причем, он сам оплачивает домашний интернет. Даже за работу на дому в период пандемии не оплатили услуги интернета и электричества. К примеру, мой домашний компьютер работал ежедневно с утра и до вечера. Учителей выдёргивают во время отпуска на работу на ЕГЭ и ОГЭ. Причем, никто не спрашивает у учителя согласия. Все воспринимается как должное, в порядке вещей. А ведь согласно Трудовому кодексу, работодатель должен писать отзыв из отпуска. Работник может согласиться, а может и не согласиться прервать свой отпуск. На нас Трудовое законодательство, к сожалению, не распространяется. Учителя работали во время ограничительных мер в период пандемии на экзаменах. Получат ли они выплаты за работу на ЕГЭ в таких неординарных условиях?

Почему государство переложило на плечи учителей обход детей в микрорайоне? Почему два раза в год мы должны ходить и стучаться в квартиры с просьбой предоставить личные сведения о детях от нуля до 18 лет? Мы же не соцработники! Давно ввели электронный документооборот. Есть ЗАГСы, ЖЭУ, управления и отделы образования, соцзащита для этого. Почему мы должны узнавать дату рождения, номер школы и детского сада, в каком классе, в какой школе учится, какую группу посещает в детском саду? А как насчёт закона о персональных данных? А как насчёт безопасности самих учителей? Ведь они вынуждены обходить не только высотные дома, но и общежития, и частный сектор. А как насчёт поселковых бездомных собак и неблагополучных семей? Это не наш функционал! Почему продавец, дворник, журналист, артист, депутат этим не занимается? Да, администрация школы идет учителям навстречу и компенсирует этот труд отгулами. Но я настаиваю на том, чтобы не загружали школы чужой работой. Хватит нас эксплуатировать! У нас есть свой функционал. Никто же после работы не приходит вместо нас проводить уроки. Каждый человек должен заниматься свои делом, а не перекладывать свою работу на других. Некоторые учителя эту нагрузку просто игнорируют: переделывают список путем автоматического перевода ученика из класса в класс, из ясельной группы в более старшую, либо просит своих учеников обойти дом со списком. Кому нужна такая халтура? Другая часть учителей выполняет этот приказ по школе добросовестно. Кто гарантирует, что этот список достоверный?

Почему государство из года в год перекладывают на плечи учителей доставку продуктовых наборов по домашним адресам ветеранам Великой Отечественной войны и тружеников тыла? Они такие тяжелые! Учителя не волонтёры! Почему музыкант, артист, водитель трамвая, токарь, слесарь, электрик, швея и представители других профессий не загружены этой работой? Почему тогда не предоставляется автотранспорт? В основном женщины работают в наших школах. Им трудно подниматься на 5-й этаж с 10-и килограммовыми коробками. День Победы – это всенародный праздник, а не учительский. Где соцработники, депутаты, сотрудники от образования, руководство города и республики? Мы готовы к празднованию Дня Победы, мы любим и гордимся подвигом участников Великой Отечественной войны. Мы готовим ежегодно праздничный концерт и в торжественной обстановке вручаем медали и подарки. Но большинству из них тяжело ходить и они не могут прийти в школу. Мы готовы с учащимися прийти домой и спеть песню, рассказать стихотворение, вручить открытку, медаль, создать праздничную атмосферу, но таскать тяжелые продуктовые подарки с водкой, чаем и консервами…

Почему об учителях вспоминают только когда государсту это надо? Зарплаты у нас не соответствуют средней зарплате по региону. Я работаю на полную ставку 18 часов и получаю 19 – 21 тыс. рублей на руки. Да, я – не классный руководитель, не заведующая кабинетом, не руководитель школьного методического объединения, но даже с этими выплатами учителя не получают заявленную зарплату. Майские Указы Президента В.В.Путина от 2012 года не выполняются. Это – у учителя, работающего на одну полную ставку должна быть зарплата в 34 – 37 тыс. Учитель не должен вкалывать на полторы, две ставки. Во-первых, он подрывает своё здоровье, во-вторых, невозможно на качественном уровне вести такое большое количество уроков. Ведь учитель – не робот, он устает и выматывается, не высыпается, снижается стрессоустойчивость.

Нет возможности стать ветераном труда. Лично моя трудовая книжка переполнена благодарностями и поощрениями. Даже завели вкладыш к моей трудовой книжке. Кому нужны эти поощрения? Они ничего не дают. Звание «Ветеран труда» надо давать всем учителям с 25 – 30-летним стажем работы в школе. То, что пенсию по выслуге лет учитель может получить не через 25 лет как раньше было, а через 30 лет работы в школе вообще вызывает гнев. У учителей не осталось льгот. Чтобы платить как бюджетник за ипотечную квартиру нужен хороший заработок. Однокомнатную квартиру я получила  только по соцнайму из-за маленькой зарплаты, неплатежоспособности с двумя несовершеннолетними детьми. За 31 год работы в школе получаю пенсию в размере 12 тысяч 347 рублей. Звание «Ветеран труда» позволило бы нам сделать льготное зубопротезирование, оплачивать проезд на электричке в размере 50%, чуть меньше платить за квартиру.

Разрешение преподавать в школе студентам, а также людям без педагогического образования, на мой взгляд, не решит проблему с кадрами, с текучкой. Молодым студентам нужны наставники, но кто захочет работать наставником бесплатно? В школах появятся случайные люди, начнётся хаос и неразбериха. Придут в школу люди страшно далёкие от ее специфики работы. Далеко не каждый отличный специалист в своей сфере деятельности сможет работать в школе с детьми. Почему бы государству не повернуться лицом к уже имеющимся педагогическим кадрам в плане зарплаты, жилья, дополнительных льгот, приравнивания учителей к госслужащим? Прграмма «Земский учитель», на мой взгляд, лишь частично снимет остроту с нехваткой кадров на селе. А пока после декретного отпуска, в нашу школу на работу не вернулась молодой специалист-грантник «Наш новый учитель». Получив этот грант, многие уходят работать в другие сферы. Жилья нет, зарплата маленькая, требований много, мало перспектив для карьерного роста. Мне посчастливилось учиться и работать в советской школе. Знания, полученные в эпоху СССР, прочно закрепились в моей голове. Мы трепетно, с уважением относились к учителям. Не было в то время никаких гаджетов, но было тепло, взаимоуважение всех участников образовательного процесса, окружающих. Мы собирали макулатуру, металлолом, проводили пионерские сборы, комсомольские собрания. Учитель чувствовал себя уважаемым обществом человеком. Сейчас учитель не вылезает из ватсапа. Сообщения с работы поступают с утра и до вечера, его ругают, срочно требуют сдать очередной отчет, провести, организовать мероприятие, сфотографировать и отправить в районный отдел образовавния. Так и живем от одного отчета до другого отчёта. А в социальных сетях и на телевидении читаем и слышим о себе много негативных отзывов, статей и видеороликов.

Прием в X класс ведётся для всех желающих. Так как нет конкурсного отбора, в X класс идут в том числе очень слабоуспевающие учаәиеся IX классов. Они не могут сдать ЕГЭ, а работу школы и учителя-предметника оценивают в том числе и по результатам ЕГЭ. Не может учитель заставить 17 – 18 летнего подростка с низкой мотивацией заставить готовиться к экзамену, посещать консультации.  Многие из них учатся на права в автошколе, кто-то живет уже интимной жизнью, кто-то подрабатывает, пропуская уроки. У нас нет действенных рычагов против лени. Учитель верит на слова ученика, который утверждает, что у него не ловит интернет. Карантин, пандемия, дистанционное обучение ослабило мотивацию к обучению у некоторых ребят. А еще некоторые из них отказываются готовится со своим учителем-предметником в школе, занимаются с репетитором. Я не против занятий с репетитором, но считаю необходимым получать знания на уроке, на консультациях в школе. Одно другому не мешает. А сейчас идёт противопоставление школьного учителя репетитору. Как показал этот учебный год, учащиеся, занимавшиеся с репетиторами по обществознанию, не дотянули по баллам не только до «4», но и не преодолели барьер. Виноватым в низком результате будет учитель-предметник. Сухая статистика тянет школу назад. Будут проблемы у учителя и во время аттестации. И это не смотря на то, что из Министерства образования и науки нам обещают не оценивать качество работы учителя по результатам ЕГЭ учащихся.

Сейчас учителей ожидает вал работы в связи с дополнением в Закон «Об образовании». Я имею ввиду усиление, улучшение воспитательной работы. Классные руководители опасаются, что с выплатой в 5 тыс. рублей работа у них увеличится в сотни раз. Классные руководители должны за свой труд получать еще большее вознаграждение, нежели эти 5 тыс. И еще один парадокс: чем больше баллов за высокие показатели в работе есть у учителя, тем больше обесценивается премиальный балл. Получается учителю лучше иметь, к примеру, 15 – 20 баллов, нежели 30, 40, 50. Не нужно участвовать в конкурсах, олимпиадах, проектах, турнирах, научных конференциях, иначе премия будет меньше. Этот подход необходимо менять, так как должно быть наоборот.

Современный учитель должен быть физически и психически здоров. Невозможно на мою зарплату следить за здоровьем, позволить себе санаторий, покупать еду, полноценно питаться, обновлять гардероб, оплачивать квартплату, снимать жилье, оплачивать проезд, детский сад, развиваться, обучаться и т. д. Психоэмоциональные нагрузки только растут. Средний возраст учителей по школе растет. В нашей школе молодой учитель биологии уволился, когда закончился грант. Сейчас работает учитель пожилого возраста. Сколько он еще сможет преподавать в школе? После окончания 2-й четверти 2019/2020 учебного года сразу два молодых учителя начальной школы уволились из нашей школы. Нужна целая Программа по удержанию молодых специалистов в школе. Учителя со стажем тоже уходят из школы, регистрируются как самозанятые и становятся репетиторами. Нет отчетов, совещаний, аттестаций, родительских собраний, рейтингов, нервотрёпки, бесконечной работы… Уважаемое профильное министерство, повернитесь лицом к учительству, а то получается, что учебный год – новый, а проблемы – к сожалению, старые…