Поликультурное воспитание в детском саду через приобщение детей к живописи

№ 121

Маргарита КУЗНЕЦОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 107  г. Казани

В настоящее время, когда так важна связь поколений, мы всё чаще обращаемся к народным истокам. Приобщать ребенка к традициям и обычаям помогает поликультурное воспитание. А начинать это необходимо уже в дошкольном детстве.

Поликультурное воспитание должно отражаться во всех режимных моментах детского сада. Люди с древних времён видели красоту природы и стремились отразить всё это в художественной форме. Обычаи народа, богатство культуры отражены в изделиях декоративно-прикладного искусства.

В детском саду, гармоничному и всестороннему развитию ребенка помогают занятия по изодеятельности. Как важной части живописи, на них особое внимание уделяется цветоведению. На моих занятиях дети последовательно знакомятся с цветом, учатся смешивать краски и получать новые цвета, что способствует художественному воображению ребенка.  Детям даётся возможность самостоятельно сочетать цвета, высказывать своё мнение: «А как красивее?» Например, при знакомстве с элементами татарского народного орнамента, национальной одежды и обуви. Всё это помогает детям увидеть и оценить красоту и разнообразие форм татарских национальных предметов. В образовательной деятельности очень важно постепенно совершенствовать навыки и умения рисовать. Это и положение кисти, карандаша, использование различных приёмов закрашивания, нажима на карандаш. С детьми своей группы мы используем не только краски, цветные карандаши, но и применяем цветные восковые мелки, сангину, пастель, простой графитный карандаш. В работе обязательно нужно придерживаться последовательного  освоению материалов. Особое внимание я стараюсь обращать умению соблюдать пропорции, управлять движением руки. Постепенно навыков становится больше и движения послушны, у дошкольников появляется свободное творчество. Хорошо, если работа ведётся не только на бумаге, но используются изделия из глины, дерева, папье-маше, которые дети с удовольствием раскрашивают.

Ознакомление детей с татарским национальным искусством я стараюсь вести и вне занятий. В свободной деятельности дети с удовольствием рассматривают альбомы с иллюстрациями национальных изделий, предметов быта. В уголке имеются куклы в татарских национальных костюмах. Тем самым, воспитанники  образно  воспринимают особенности растительного орнамента. Беседы позволяют закреплять сочетание и чередование цвета. Кроме того, в группе имеются трафареты, с помощью которых дети раскрашивают орнаменты, создают несложные композиции, что способствует воображению и фантазии ребенка.

Художественное творчество ведет к познанию ребенком окружающего мира. Развивая природные таланты дошкольника, оно помогает становлению гармоничной личности воспитанника.