Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Лейсан САГДИЕВА,

воспитатель детского сада №4 «Созвездие» г. Казани

Подвижная игра – естественный спутник жизниребенка, источник радостных эмоций, обладающии великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижная игра – незаенимое средство пополнение ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижная игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Дети младшего дошкольного возраста продолжают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего , находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки»,взмахивают руками, руками, как «бабочка крылышками» и т.д). Стремление к одухотворению неживой природы обьясняется желанием ребенка придать изображаемому, в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопречастности. Благодаря развитой способности к имитаций большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции ребенка на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!».

Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа  большего числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течении игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжка, лазании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе,

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснения правил игры, распределения ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Очень важным считается умение воспитателя правильно выстраивать ход подвижной игры, помогая при этом детям всесторонне развиваться. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игры значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.