Подготовка к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения

Ольга ГАРАНИНА,

воспитатель детского сада №402 г. Казани

 

Готовность к школе один из важнейших вопросов, который волнует родителей детей дошкольного возраста. Формирование готовности к школе начинается с первых дней посещения дошкольного образовательного учреждения.

Переход ребенка в школу всегда является вопросом его жизни, морали, интересов и приводит к значительным радикальным изменениям в отношениях. Поэтому необходимо готовить детей к школьному обучению в детском саду или дома, знакомить их со знаниями, пониманием, навыками и умениями, которые не представляют сложности.

Готовность к школе подразумевает, что к моменту поступления детей в первый класс они достигли такого уровня развития, который позволяет им успешно адаптироваться к вызовам формального школьного образования.

Если ребенок нормально развивается в течение дошкольного периода и это не оказывает сильного влияния на его физическое и умственное развитие, то ребенок достигнет уровня образования в возрасте семи лет. Но есть также некоторые семьи и дети, которые не готовы к школе в детском саду. Такие дети проходят специальное обследование под наблюдением специалиста и получают экспертное заключение об уровне готовности к школе.

Игривость ребенка, неспособность быть независимым и низкий уровень эмоционального и социального развития препятствуют его от готовности к школе.

Важной целью раннего детства является обеспечение того, чтобы маленькие дети достигли состояния готовности к поступлению в начальную школу.

Однако на практике эта цель оказалась труднодостижимой. Каждый год большое число детей испытывают трудности с адаптацией к начальной школе, и эти данные ясно показывают, что существуют значительные различия в степени подготовки детей младшего возраста к формальному школьному обучению. Чаще всего отклонения от этой подразумеваемой нормы объясняются:

– различиями в условиях воспитания детей (например, бедность, насилие в обществе или дома, неадекватная или дисфункциональная социализация);

– состояние здоровья (задержки в развитии, инвалидность, травмы, хронические заболевания);

– наследственные характеристики (например, способности, темперамент, личность) и различных сочетания этих факторов.

Таким образом, очевидно, что готовность к школе заключается не только в развитии когнитивных навыков и навыков грамотности, но и охватывает все сферы развития детей, такие как физическое, социальное, эмоциональное и языковое.

Основная цель процесса подготовки состоит в том, чтобы обеспечить детям плавный переход в первый класс, и поэтому считается, что дошкольное образование важно для плавного перехода в него.

Деятельность педагога дошкольной образовательной организации на занятиях включает в себя:

  1. Формирование представлений у детей о важности занятий для получения знаний, умений, навыков. Результатом является понимание детьми необходимости правильного и внимательного выполнения заданий, формирование умения внимательно слушать педагога.
  2. Формирование таких личностных качеств как настойчивость, ответственность. Результатом является умение ребенка выполнять все до конца, прилагая усилия.
  3. Формирование навыков работы в коллективе сверстников (навыков взаимопомощи, оценки своих и чужих результатов)[2];
  4. Расширение знаний детей об окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и т.д.

Цели и задачи психической подготовки детей к школе определяются исходя из общих целей и задач образования с учетом возрастных особенностей детей.

Процесс подготовки к школе состоит не в акселерации развития ребенка, не в ускорении перехода его в школьный возраст, а в первую очередь в построении для каждого дошкольника условий преимущественно полного раскрытия его возрастных способностей и потенциала[3].

Важным аспектом психологической готовности является формирование «внутренней позиции ребенка». Ребенок должен осознавать необходимость школьного образования, быть готовым к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, ответственно выполнять домашние задания.  Также необходимо воспитывать в ребенке моральные ценности, ребенок должен отличать доброго от зла, плохое от хорошего.

Физическая подготовка — это здоровье, двигательные навыки и качество жизни ребенка, которые объясняются развитием мышц рук и зрительно-моторной совместимостью. Основными симптомами «недоразвития» являются специфические проявления физического развития в отдельных аспектах.

Например, что касается скелетной системы, то у низкорослых детей есть своя диспропорция в росте и весе в зависимости от возраста, сюда входят нарушения баланса в организме, физиологические недостатки сердечно-сосудистой системы, быстрая утомляемость, неспособность выполнять физическую нагрузку.

Таким образом, понятие » готовность к школе» включает в себя следующие направления подготовки подготовка ребенка к школе: физическая, личностная (психическая), умственная и специальная подготовка. Школа выступает новой средой для ребенка, предъявляет к нему новые требования [2]. В рамках дошкольного образовательного учреждения всего этого достичь невозможно. Здесь необходимо тесное взаимодействие педагога и родителей (законных опекунов) ребенка.

Литература

  1. Куцуева О.В. Реализация программы подготовки к школе в дошкольных учреждениях// Развитие системы образования: теория, методология, опыт : сборник статей – Чебоксары: Лару-тăру (Среда) издательство çурчě, 2019. – pp. 74 – 77.
  2. Ларюшина Н.И. Готовность ребенка к школе как элемент преемственности дошкольных и общеобразовательных организаций// Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием. Отв. редактор О.Б. Истомина. Иркутск, 2023. –С. 513 – 516.
  3. Нуруллаев Ф.Ф., Бекова М.Ш. Подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении// Вестник магистратуры. – 2019. – №11-2 (98). – С.74 – 75.