Подарок для Дим Димыча
(«Познавательное развитие» во второй младшей группе – экспериментирование в «Школе Фиксиков»)
Гульнара КЫРЫКЧЫ,
воспитатель детского сада №398 г. Казани
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.
Задачи:
воспитательные: воспитывать познавательную активность, желание узнать новое, сравнивать, экспериментировать;
развивающие: развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат»;
образовательные:
– закрепить знания о свойствах воды (прозрачность, вкус, цвет, некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет);
– познакомить со способом приготовления мыльных пузырей;
– формировать умения детей составлять простейший алгоритм, затем действовать в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат.
Предварительная работа с воспитанниками: дидактическое пособие «Капелька» на закрепление свойств воды, просмотр мультфильма «Фиксики», знакомство с героями.
Дидактическое обеспечение: письмо-приглашение на день рождение, карточки «Алгоритм изготовления мыльных пузырей» на магните, шампунь, стакан с водой, CD-проигрыватель.
Раздаточный материал: пластиковые стаканчики, ложки, воронки, пустые бутылочки от мыльных пузырей, дидактическое пособие «Алгоритм изготовления мыльных пузырей», полумаски фиксиков.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Ребятки, хотите поиграть в «Школу Фиксиков»?
Дети. Да!
Воспитатель. Для этого вам надо превратиться в фиксиков, а мне в Дедуса. Закрывайте глаза. (Включает аудиозапись «Фиксики», одевает полумаски фиксиков.
Стук в дверь. Принесли письмо-приглашение.)
Воспитатель. Фиксики, нам пришло письмо-приглашение от ДимДимыча. Он приглашает нас на свое день рождение. Скажите, когда идем на день рождение, что нужно взять с собой?
Дети. Подарок.
Воспитатель. Правильно, но у нас нет подарка. Что будем делать?
Дети. Сделаем подарок своими руками.
Воспитатель. А давайте сделаем для ДимДимыча сюрприз, устроим «Шоу мыльных пузырей».
Дети. Да!
Воспитатель. А где же нам взять мыльные пузыри?
Дети. Купить…
Воспитатель. А мы можем сами их приготовить? А где можем их приготовить?
Дети. В лаборатории Профессора Чудакова.
Воспитатель. Тогда вставайте на свои помогаторы и полетели в лабораторию.
Подошли к столам. (Права выбора детей: могут работать сидя или стоя.)
Воспитатель. В лабораториях должно быть всегда чисто. Работать надо очень аккуратно.
– Фиксики, сейчас я вам буду показывать как правильно приготовить мыльный раствор для надувания мыльных пузырей. А вы должны будете смотреть внимательно и запоминать последовательность приготовления мыльного раствора, а для этого вам помогут карточки-символы, которые лежат у вас на столе.
– Для приготовления мыльного раствора мне нужна будет вода. Смотрите внимательно. Я беру стакан с водой. Найдите у себя такую карточку, где изображен стакан с водой. (Показ на доске.)
– А еще без чего не надуются мыльные пузыри? Что мне нужно будет взять?
Дети. Шампунь.
Воспитатель. Правильно. А как думаете, если вместо шампуня возьму мыло, у меня получится мыльный раствор?
Дети. Да.
Воспитатель. У меня есть твердое мыло и жидкое мыло. Какое мыло лучше и быстрее растворится в воде?
Дети. Жидкое мыло.
Воспитатель. Давайте проведем опыт. (Наливает в один стакан с водой жидкое мыло, в другое – твердое кусковое мыло.)
Воспитатель. Посмотрите и скажите где быстрее растворилось мыло?
Дети. В стакане с водой и жидким мылом.
Воспитатель. Правильно. Найдите карточку с изображением жидкого мыла. Дальше я наливаю жидкое мыло три ложечки в стакан с водой. Найдите пожалуйста карточку с изображением этого действия.
– Что дальше нужно будет сделать?
Дети. Нужно перемешать.
Воспитатель. Правильно. Найдите соответствующую карточку и поставьте ее следующим в алгоритме. Посмотрите ,мыло в воде растворилось?
Дети. Да, растворилось.
Воспитатель. А теперь проверим получились ли у нас мыльные пузыри? (Надувает пузыри.) Найдите карточку с изображением мыльных пузырей. Наш алгоритм составлен.
– А теперь каждый сам самостоятельно приготовит мыльный раствор для надувания мыльных пузырей по составленному алгоритму. (Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя.)
– Посмотрите и скажите у вас в стакане какая вода?
Дети. Чистая, прозрачная.
Воспитатель. А когда добавили жидкое мыло, вода какая стала?
Дети. Мыльная вода, пенится, потому что мыло хорошо растворяется в воде.
Воспитатель. У всех мыльные пузыри надулись?
Дети. Да.
Воспитатель. Разлейте мыльный раствор в свои бутылочки . И наш подарок готов. Тогда наведем порядок в лаборатории, ручки вытрите влажной салфеткой.
– Молодцы! Ну, а теперь вставайте на свои помогаторы и полетели на день рождение к ДимДимычу. (Включает музыку, поздравляет ДимДимыча с днем рождения, и дети надувают мыльные пузыри.)
Воспитатель. Ребята, а вам понравилось играть в «Школу Фиксиков»? А что больше всего запомнилось?