Почему радуга разноцветная?
№ 100
Айгуль БИЛАЛОВА,
учитель начальных классов гимназии поселка Богатые Сабы Сабинского района
Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете.
Задачи: познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: смешанный тип.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с радугой (без цвета), краски, цветные карандаши, фломастеры, сливки 20%, пищевые краски, средство для мытья посуды, ватные палочки, тарелочки, табличка «Райская дуга»
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
— описывать чувства, возникающие при виде радуги;
— называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
— запомнить последовательность цветов радуги;
— высказывать предположения о причинах возникновения радуги;
— работать в группе: отображать последовательность цветов радуги с помощью ватных палочек и пищевых красок, цветных карандашей и фломастеров;
— осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.
Формирование УУД:
Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке, выполнять парные и групповые задания, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – слушать и понимать речь учителя и одноклассников, работать в паре, в группе, договариваться, уважать мнение одноклассников.
Регулятивные – учиться высказывать свою версию.
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к изучению.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности
Учитель. Прочитайте слова: ветер, дождь. Что вы можете рассказать о них? Почему дует ветер? Почему идет дождь? (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)
— Как вы думаете, почему мы повторили возникновение ветра и дождя? Какое из этих явлений связаны с сегодняшней темой?
III. Самоопределение к деятельности
Учитель. Я хочу вас познакомить с одной сказкой.
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей увидел, как высоко в небе появилось чудо.»
— Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Солнце светит, льётся дождик,
Луч сияет золотой.
Через речку брошен мостик,
Семицветный, расписной…(Радуга)
— Ребята, а кто из вас видел радугу?
— О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (О радуге)
— Ребята, какую информацию дает нам загадка о радуге? Какое природное явление участвует в появлении радуги?
«— Как же так? – удивился Муравьишка. – Солнышко желтая звезда, а капли дождя прозрачные! Почему радуга разноцветная?»
— На какой вопрос мы должны найти ответ?
На доске записаны вопросы:
Что такое радуга?
Как появляется радуга?
Почему радуга разноцветная?
Из каких цветов состоит радуга?
— Сформулируйте тему урока. Как назовем сегодняшнюю тему урока? (Почему возникает радуга. Как возникает радуга и др.)
— Сравните наше название с названием темы в учебнике. (Почему радуга разноцветная.)
— Прочитайте в учебнике, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
III. Организация познавательной деятельности
Учитель. Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (Радостное)
— Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
IV. Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний)
Учитель. Давайте прочитаем стихотворения о радуге.
1. Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга.
Заслонила облака
Проблемная ситуация.
Учитель. После чего возникает радуга на небе?
— Как авторы называют радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
— А почему семицветная? (из 7 цветов состоит)
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?
— Откуда же появляется 7 цветов?
— Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. (Презентация)
А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Беседа.
— Что нового и интересного для себя вы узнали? (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.
Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.
Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.)
В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики.
— Смогли вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)
Вывод: радуга появляется тогда, когда светит солнце и идёт дождь.
V. Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (рисуют в воздухе дугу)
Разноцветный мостик! (разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Шаг на месте)
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом (бег на месте)
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу. (Прыжки на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
Работа по учебнику
Учитель. Какие же семь цветов имеет радуга, посмотрим на учебнике.
— Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
— В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Самостоятельная работа и проверка по эталону. Работа в парах.
– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)
д) Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску.)
Включение в систему знаний и умений. Практическая работа (в группе).
Учитель. На столе у вас находятся предметы для опыта. Это тарелка, сливки, моющее средство, ватные палочки и пищевые краски. Начнем работать по команде.
— Ученик под номером 1 разливает сливки в тарелку.
— Все 4 ученика по очереди рассыпаете пищевую краску друг на друга.
— Все ученики берут ватную палочку и макаете в моющее средство.
— А теперь по команде опускаем палочки в сливки через пищевую краску.
(с помощью моющего средства в сливках круги появляются, краски перемешиваются и появляется радуга в молоке)
Вывод: имели возможность увидеть танец красок
VI. Итог урока. Рефлексия
Учитель. Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
— Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
— Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
Игра «Проверь себя» (Дети закрашивают кружочки на карточках)
Ответ «да» – кружок закрашивается в красный цвет;
Ответ» нет» – кружок закрашивается в зелёный цвет.
1. У радуги семь цветов?
2. Все цвета расположены в определённом порядке?
3. В радуге есть коричневый цвет?
4. Строители радуги – солнце и дождь?
— Проверим тест (презентация).
Игра «Третий лишний».
— Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
• Оранжевый, коричневый, желтый.
• Зеленый, голубой, белый.
• Фиолетовый, малиновый, желтый.
• Красный, черный, синий.
— Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.
— Осталось лишь только оценить себя.
— Оцените свои достижения на уроке.