Планета Знаний
Планета Знаний
(Урок русского языка в 4 классе)
Лидия ОРЕХОВА
учитель начальных классов
гимназии №10
г.Зеленодольска
Тема урока: Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Цель урока: Укрепление умения правильно писать окончания падежей для единственного числа существительных
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
- способствовать расширению словарного запаса, формированию и развитию учебных навыков, улучшению орфографических навыков, развивать логическое мышление и память;
- воспитывать умение общаться на уроке, самоконтроль и самооценку, любовь к родному языку
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки.
Ход урока.
- Организация.
- Запись числа, вида работ.
- Актуализация знаний.
Чистописание:
– Зимовка, заморозки, звезда.
На какую букву начинаются все эти слова? (Зз)
– Дайте характеристику звуку з (согласный, звонкий, парный, твёрдый (з), мягкий з)
Загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость Маш… подарила
И на санках с горк… прокатила. (зима)
– запись., подобрать однокоренные слова
Зима, зимний, зимушка, зиму . т
–Выделите корень в данных словах.
– Как вы напишете глагол? (зимовать, 1 спряж., окончание ЕТ)
4.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
–Вернёмся к нашей загадке.
– Какая цель стоит перед нами?
– Наша цель – научиться правильно писать окончания имён существительных. Но прежде чем погрузиться в практику, давайте
разберёмся с теоретической основой. Что же такое имя существительное? Дайте характеристику этой части речи.
– Как изменяется имя существительное? (по числам, падежам, имеет род, склонение)
–Что поможет правильно написать окончание имён существительных?
Существуют различные таблицы склонений, которые помогут ориентироваться в окончания разных падежей. Практика и внимательное изучение правил – залог успешного освоения орфографии имён существительных. Не забывайте также использовать орфографические словари и справочники, если вы
сомневаетесь в правильности написания. Постоянное внимание к написанию
окончаний и регулярная практика – гарантия грамотной речи!
– Что мы знаем о склонениях?
Склонение – это система изменения существительных по падежам. В русском языке
выделяют три основных склонения. Склонение определяет набор падежных
окончаний для существительного. Знание склонения – основа правильного написания окончаний.
– Запись словосочетаний из загадки с объяснением:
Подарила Маше. Кто? Маша –1 скл. Подарила земле. Окончание – е.
Прокатила с горки. Что? Горка –1 скл. Прокатила с земли. Окончание –и
– Какое это предложение? Дайте характеристику. (повеств., невосклиц., распрос., простое, осложнено однород. сказуемыми)
– Назовите их.
– В какой форме заданы эти глаголы? (в ед.числе, прош. времени, жен.род)
– Что дало подсказку о прошедшем времени?(суффикс –Л)
- Первичное закрепление.
Работа в паре на карточках:
в…сят на ел…
п…дл…тел к берёз…
он наход…т в сугроб…
– Проверка с объяснением, указание склонения и выделение окончания
– Используя устную речь, сформулируйте предложения с этими словосочетаниями.
Физминута « Зимушка-зима»
Работа по учебнику:
С.26 упр 61. Запись с комментированием, объяснением правописания окончаний имён сущ.+ указать грамматическую основу
Некоторые считают, что в зимнем лесу нет жизни (жизнь, 3скл., нет печи)
Предложение сложное, поэтому запятая
В это время у доски работают ученики:
Дятел – фонет. Разбор
С ветки – морфол. разбор + по составу это же слово
Прыгает – морфол. Разбор + по составу это же слово
Стучит по стволу дерева (дерево, 2скл, по стволу стола ) дятел.
Белка прыгает с ветки (ветка, 1 скл, с земли ) на ветку.
На снегу видны следы зайчишки. (зайчишка, 1 скл., следы земли)
В берлоге (берлога,1 скл, в земле ) посапывает (посапывать, 1 спр) медведь и сосёт лапу.
Ученики задают дополнительные вопросы во время проверки работы у доски.
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Работа в группе. Синквейн на тему «Зима»
Зима
Пушистая, снежная
Укрывает, холодит, морозит
Это прекрасное время года.
Волшебница
Работа в группе. Кроссворд на тему «Зима»
1. В новой стене,
В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено (прорубь)
|
2. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла, Но от весеннего тепла Скала осела, потекла. (сугроб)
|
3. Белый Тихон
С неба спихан, Где пробегает — Ковер устилает. (снег)
|
4. Дедушка мост мостит
Без топора и клиньев. (мороз)
|
5. Не драгоценный камень,
А светится. (лёд)
|
6. Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу. А ступила на карниз – И боюсь свалиться вниз! (сосулька)
|
– Проверка
7.Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. Подведение итогов. Оценивание.
– На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
После урока мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
- Дом. задание: с.30 упр.70 вставить пропущенные окончания имён существительных.