Питание растений. Способы питания растений

№ 125

(Урок биологии в VI классе)

Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,

учитель биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска

 

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

Образовательные ресурсы. Учебник /[В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк]; под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015. (Линия жизни)

Цели урока. Способствовать формированию представлений об особенностях питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, о значении фотосинтеза. Создать условия для формирования умений работать с учебником, анализировать, делать правильные выводы.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Основные термины и понятия: почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез.

Планируемые образовательные результаты:

– формировать умение объяснять процесс питания, характеризовать типы питания, влияние растений на природу; объяснять значение растений в жизни человека;

– научатся объяснять процесс питания, сравнивать типы питания, объяснять значение растений в жизни человека;

– получат возможность научиться объяснить сущность питания, биологическую роль фотосинтеза.

 

 

Технологическая карта урока  

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке УУД
I. Организационный момент

 

Приветствие учащихся Приветствие учителя, друг друга Фронтальная Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
II. Актуализация знаний

 

– Что такое питание и какова его роль в жизни организмов?

– Для чего необходимо питание всем живым организмам?

– Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

– Каких организмов называют автотрофами?

– В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?

Учащиеся отвечают на вопросы, при возникновении ошибок исправляют друг друга Индивидуальная, групповая Познавательные УУД:  закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

III. Изучение нового материала

 

– Ребята, что такое почва?

– Совершенно верно. Плодородие – это главное свойство почвы. А как вы думаете, какую роль выполняет почва именно для растений?

– Совершенно верно, почва нужна для укрепления растения и для питания. Ребята, большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание. А теперь разберёмся с особенностями почвенного питания растений.

– Какой орган участвует в почвенном питании растений?

– Да, корень –  орган почвенного питания растений.  Вспомним особенности строения корня

– Что находится на кончике корня?

– Какую функцию он выполняет?

– Что находится в зоне корневых волосков, и каково ее значение?

– Всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по проводящим тканям – по сосудам древесины

– Молодцы! Сделайте схему в тетрадях.

– А как же происходит воздушное питание?

– Совершенно верно, зеленые листья – основные органы воздушного питания. В них через специальные образования – устьица поступает воздух, углекислый газ – СО2. И вы помните, что в хлоропластах содержится зеленый пигмент хлорофилл, который улавливает солнечную энергию. Используя эту энергию, растения из неорганических веществ ( углекислого газа и воды) создают сложные органические вещества ( глюкоза) и выделяют кислород. Этот процесс называется фотосинтезом

– Какое значение имеет этот процесс? Сделайте схему воздушного питания.

– Это верхний плодородный слой земли

 

В тетрадях записывают: «Почвенное питание растений»

 

 

 

Работают с материалом презентации

 

 

 

– Корень

 

 

 

– Корневой чехлик

– Защищает зону деления

— Корневые волоски. Они находятся в зоне всасывания. Они всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами.

878156

 

 

– С помощью листьев

 

 

 

 

 

 

 

 

– Фотосинтез играет огромную роль в природе и жизни человека

9515

  Познавательные УУД:  умение работать с текстом учебника, умение анализировать, сравнивать; умение выделять главные мысли в тексте

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы других, полно и точно выражать свою мысль, взаимодействовать с одноклассниками при выполнении работы, работать в малых группах

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли

Личностные УУД: формировать научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, особенностей их питания; понимание роли фотосинтеза

IV. Первичное осмысление и закрепление

 

– Ребята, у вас  имеются схемы по воздушному и почвенному питанию растений.  Ваша задача – правильно заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания

 

 

Воспринимают информацию, выполняют задание

Тип питания – почвенное

Тип питания – воздушное

Орган – корень

Орган – лист

Ткань – всасывающая

Ткань – основная

Клетки – корневые волоски

Структуры – хлоропласты

Вещества – неорганические                   Вещества – органические

  Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал; фиксировать результаты  в таблицах рабочего листа в виде записей и рисунков

Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя

V. Итоги урока.

Рефлексия

 

– Ребята, а теперь закончите предложенные вам предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно …

Для меня самым трудным сегодня было…

Я сегодня понял, что…

– Спасибо за активное участие. Вы молодцы.

Осуществляют самоанализ деятельности   Познавательные:

определяют степень овладения новыми знаниями

Регулятивные: проводят самооценку своим действиям

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и обучающимися

VI. Домашнее задание

 

Прочитать параграф 24, пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа

 

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

  Личностные: формируют выводы на основе наблюдений.  Высказывают свое мнение и позицию