Питание растений. Способы питания растений
№ 125
(Урок биологии в VI классе)
Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,
учитель биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Образовательные ресурсы. Учебник /[В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк]; под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015. (Линия жизни)
Цели урока. Способствовать формированию представлений об особенностях питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, о значении фотосинтеза. Создать условия для формирования умений работать с учебником, анализировать, делать правильные выводы.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.
Основные термины и понятия: почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез.
Планируемые образовательные результаты:
– формировать умение объяснять процесс питания, характеризовать типы питания, влияние растений на природу; объяснять значение растений в жизни человека;
– научатся объяснять процесс питания, сравнивать типы питания, объяснять значение растений в жизни человека;
– получат возможность научиться объяснить сущность питания, биологическую роль фотосинтеза.
Технологическая карта урока
|
||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
I. Организационный момент
|
Приветствие учащихся | Приветствие учителя, друг друга | Фронтальная | Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности |
II. Актуализация знаний
|
– Что такое питание и какова его роль в жизни организмов?
– Для чего необходимо питание всем живым организмам? – Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания? – Каких организмов называют автотрофами? – В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания? |
Учащиеся отвечают на вопросы, при возникновении ошибок исправляют друг друга | Индивидуальная, групповая | Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других |
III. Изучение нового материала
|
– Ребята, что такое почва?
– Совершенно верно. Плодородие – это главное свойство почвы. А как вы думаете, какую роль выполняет почва именно для растений? – Совершенно верно, почва нужна для укрепления растения и для питания. Ребята, большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание. А теперь разберёмся с особенностями почвенного питания растений. – Какой орган участвует в почвенном питании растений? – Да, корень – орган почвенного питания растений. Вспомним особенности строения корня – Что находится на кончике корня? – Какую функцию он выполняет? – Что находится в зоне корневых волосков, и каково ее значение? – Всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по проводящим тканям – по сосудам древесины – Молодцы! Сделайте схему в тетрадях. – А как же происходит воздушное питание? – Совершенно верно, зеленые листья – основные органы воздушного питания. В них через специальные образования – устьица поступает воздух, углекислый газ – СО2. И вы помните, что в хлоропластах содержится зеленый пигмент хлорофилл, который улавливает солнечную энергию. Используя эту энергию, растения из неорганических веществ ( углекислого газа и воды) создают сложные органические вещества ( глюкоза) и выделяют кислород. Этот процесс называется фотосинтезом – Какое значение имеет этот процесс? Сделайте схему воздушного питания. |
– Это верхний плодородный слой земли
В тетрадях записывают: «Почвенное питание растений»
Работают с материалом презентации
– Корень
– Корневой чехлик – Защищает зону деления — Корневые волоски. Они находятся в зоне всасывания. Они всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами.
– С помощью листьев
– Фотосинтез играет огромную роль в природе и жизни человека |
Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника, умение анализировать, сравнивать; умение выделять главные мысли в тексте
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы других, полно и точно выражать свою мысль, взаимодействовать с одноклассниками при выполнении работы, работать в малых группах Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли Личностные УУД: формировать научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, особенностей их питания; понимание роли фотосинтеза |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление
|
– Ребята, у вас имеются схемы по воздушному и почвенному питанию растений. Ваша задача – правильно заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания
|
Воспринимают информацию, выполняют задание
Тип питания – почвенное Тип питания – воздушное Орган – корень Орган – лист Ткань – всасывающая Ткань – основная Клетки – корневые волоски Структуры – хлоропласты Вещества – неорганические Вещества – органические |
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал; фиксировать результаты в таблицах рабочего листа в виде записей и рисунков
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя |
|
V. Итоги урока.
Рефлексия
|
– Ребята, а теперь закончите предложенные вам предложения:
Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно … Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня понял, что… – Спасибо за активное участие. Вы молодцы. |
Осуществляют самоанализ деятельности | Познавательные:
определяют степень овладения новыми знаниями Регулятивные: проводят самооценку своим действиям Коммуникативные: сотрудничества с учителем и обучающимися |
|
VI. Домашнее задание
|
Прочитать параграф 24, пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа
|
Слушают учителя
Записывают домашнее задание |
Личностные: формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию |