Песочная терапия в работе с детьми
(Образовательный проект)
Галина ГРОШЕВА,
воспитатель детского сада «Росток» с. Нижнее Шигалеево Пестречинского района
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. ФГОС дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных ,интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий-это песочная терапия.
Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что «самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка». Им забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Поэтому песочная терапия актуальна уже с первых дней пребывания детей в детском саду. Она расслабляет, позволяет переключиться с больной темы «расставания» на созидание, а совместная игра с педагогом настраивает на коммуникацию и установление первых контактов.
Не говорящим детям игра с песком помогает выразить свои переживания, страхи, освободиться от напряжения. Песок поглощает негативную энергию, заменяя ее энергией положительной, продуктивной, наполняет гармонией.
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количество воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом.
Песочная игра это самый ограниченный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или напротив, ласковой. Таким образом, работа с песком положительно влияет на коррекцию агрессивного поведения, гиперактивности и нарушение концентрации внимания, снятие тревожных и депрессивных состояний у детей.
Обращаясь к другому классику педагогической науки, В.А. Сухомлинскому, мы помним, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и чем больше ребенок будет исследовать мир руками, тем более развитым будет его мозг. Это является еще одной причиной использования песочной терапии с детьми с ОВЗ.
Ведь работа с песком – это и развитие мелкой моторики рук, и обогащение сенсорного опыта детей.
Итак, ценность песочной терапии с детьми с ОВЗ заключается в:
– развитии мелкой моторики, улучшении памяти, воображения, координации;
– песочная терапия дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощущать чувство свободы;
– стабилизирует эмоциональное состояние ребенка (негативные эмоции уходят сквозь песок);
– помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Противопоказания для работы с песком в целях психотерапии:
– психиатрические болезни;
– повышенная тревожность;
– пылевая аллергическая реакции;
– болезни легких.
Песочные игры условно можно разделить на три направления:
– познавательные игры познается многогранность окружающего мира;
– обучающие игры облегчают процесс обучения ребенка;
– проективные игры обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Еще одно беспроигрышное средство положительного влияния на психику, эмоции, поведение ребенка – это музыка. Музыкальная терапия обращена к эмоционально-волевой сфере ребенка. Музыка стимулирует эмоциональность и общительность детей, создает возможности для его самовыражения, творческого развития, формирования адекватной самооценки, преодоление негативных эмоциональных состояний. Воздействие музыки в песочное игре благотворно сказывается на развитие сенсорного аппарата, моторики, волевых чувств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Данный проект объединяет в себе музыкальную и песочную терапии. Мы считаем, что оба этих метода гармонично дополняют, усиливают эффективность друг друга.
Цели проекта:
– психическое развитие ребенка;
– коррекция проблемного поведения;
– снятие стресса, проработка негативных эмоций.
Задачи:
– развивать тактильно-кварцевую чувствительность и мелкую моторику рук;
– развитие способностей к социализации;
– снимать мышечную напряжен6ность;
– помогать ребенку чувствовать себя защищенным, комфортной для него среде;
– развивать активность.
Использование кварцевого песка в образовательном процессе.
Кварцевый песок наиболее подходит для терапии. Он очищен и прокален, то есть прошел дезобработку; обеспыленный, а значит, не вызывает аллергии, приятный на ощупь, легко струящийся, тактильно осязаемый. К тому же можно приобрести разноцветный песок, что значительно расширяет возможности его использования.
Наш проект заключается в интеграции песочной терапии в образовательную деятельность детей. В своем занятии мы охватили несколько образовательных областей:
Экспериментирование и исследовательскую деятельность с песком: с помощью подручных предметов дети исследовали свойства кварцевого песка (можно использовать шишки, массажный мячик, трафареты, шарики стеклянные, сито, воронки).
Художественно-эстетическое развитие: создание рисунка на песке с помощью зубочистки, тонкой узорной кисточки.
Познавательное развитие: дети использовали при изучение заданных тем по ознакомлению с окружающим миром.
Социально-коммуникативное развитие: игровая деятельность друг с другом. Дети использовали декоративные элементы для создания игровой деятельности (сказочный лес)
Творческая работа: творческую работу дети выбрали декоративные элементы, создавали из песка природу (солнце, облако, радугу, речку).
Каждое наше занятие-игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком. Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые можно использовать в работе с детьми.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения. Ассоциации у вас вызывает песок?
Тактильная гимнастика
Ручки как жучки летают.
И в песок они ныряют.
Песочек лапками перебирают
Горку строят и ровняют
А еще пересыпают
Через сито пропускают
Между ладошками потрут и на место уберут.
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.
Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно, активизирует умственную деятельность.
Игра «Картинки из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать. А нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т.е. надо нарисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
- Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
- Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (Облака)
- Появился друг цветной,
Чудо мостик подвесной. (Радуга)
- Течет, течет- не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (Речка)
- Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еду. (Трава)
В конце каждого упражнения и в конце занятия мы используем методы рефлексии. Ведь рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном и смысловом. Обсуждение с детьми того, что понравилось или не понравилось, какие эмоции испытывали дети, выполняя ту ил иную работу, позволяет нам закрепить результат, вербализовать текущее эмоциональное состояние.
Результаты использования песочной терапии:
– налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
– достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций;
– совершенствуются гуманные чувства детей;
– развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей;
– приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.