Песни – на всем моем пути

№164

(Мероприятие, посвященное памяти героя-поэта М.Джалиля)

Зульфия ГАТАУЛЛИНА,

учитель родного языка и литературы I квалификационной категории средней школы №99 г. Казани

Цель мероприятия: способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия

1-й ведущий. Добрый день! Сегодня наше мероприятие, посвящено татарскому поэту-герою Мусе Джалилю. Он назвал свой жизненный путь волшебным клубком из сказки и просил идти по следу его песен – до самой последней, если кто захочет его найти. В добрый путь, дорогие зрители!

2-й ведущий. Песни были на всем жизненном пути Мусы Джалиля. Начиная с самой ранней юности: в 13 лет он уже солдат и поэт революции.

1-й ведущий. Он летел по жизни, разбрасывая цветы. Он был великий жизнелюб, и мгновения его жизни расцветали, как цветы волжских лугов.

2-й ведущий. Он дарил друзьям цветы своих глаз. Волнений. Впечатлений. Своей влюбленности.

1-й ведущий. Каждое его стихотворение – это сам Джалиль. Его частичка. Его кровинка. Капля его нежности. Капля его ярости.  Песни его от сердца к сердцу, как радуги, перекидывали цветные мостики.

(Звучит мелодия песни А.Александрова «Священная война».)  

1-й чтец. Тысячи и тысячи добровольцев с первых же дней войны отправились на фронт. На войну уходили юноши и девушки, инженеры и врачи, рабочие и колхозники, представители творческой интеллигенции: учителя, писатели, поэты, художники, артисты. Одним из первых в военкомат явился и Муса Джалиль.13 июля он уже надел военную форму.

2-й чтец. Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов  к ней. С первых же дней он начал сражаться с врагом пером поэта.

3-й чтец. 3 июня 1942 года Джалиль пишет: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, деремся не на жизнь, а на смерть».

4-й чтец. Очевидцы рассказывают, что Муса все время носил в своей походной книге толстую потрепанную тетрадь, в которую он записывал все сочиненное им.

5-й чтец. Несколько иной характер носят стихотворения, написанные на фронте. Поэт осваивает новый жизненный материал, метко подмечает конкретные деталифронтовой деятельности.

6-й чтец. Приходит фронтовая лирика, просто и достоверно раскрывающаая чувства и мысли человека на войне. (Читаются стихи «Прощай, моя умница», «Моей дочери Чулпан».) 

7-й чтец. Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942 года все связи с ним прервались.

8-й чтец. В конце 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненый, оглушенный взрывной волной Муса попал в плен.

9-й чтец. В лагере, в сорок третьем году, в трудный час – для себя и для друзей – он «наполнял бокалы песней», и угощал друзей, и происходили чудеса.

10-й чтец. Душа его была цветком, удивительным цветком. Она была и булатной, звенящей клятвой, и клинком.

1-й ведущий. Об ужасах фашисткой неволи написано немало. Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии.

2-й ведущий. Он вонзал свои песни, как шпаги, в бетон Моабита. Здесь каждая строчка подтверждена кровью. И даже шуточные, веселые, озорные его стихи – и те оплачены кровью.

1-й ведущий. Каждое стихотворение, написанное в застенках врага – это стихи-борцы, стихи-подпольщики. Поэзия Мусы работала в подполье как герой.

1-й чтец.

Я вижу зарю над колючим забором.

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

2-й ведущий. Шуточные стихи, написанные в застенках врага, делали великую работу для людей. Они возвращали почти обреченных людей на родину, возвращали им детство, юность, озорство, силу духа, ставили их в ряды борцов. (Читается стихотворение «Влюбленный и корова».)

2-й чтец.

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Устал он, отстал он, упал», –

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если верят в меня.

Кровью со знамени клятва зовет:

Силу дает мне, движет вперед.

Так вправе ли я устать и отстать,

Так вправе ли я упасть и не встать?

1-й ведущий. Стихи – солдаты. Стихи – герои. С раскаленною сталью строки. Их нервы натянуты до предела. Они в смертельном бою, на предельной черте.

3-й чтец. И жжет лицо последняя слеза.

4-й чтец. Такого гнева я в себе не знал, не знал такой любви, такой тоски!

5-й чтец. Любовь, тоска, достигшие предела.

6-й чтец. Всё на пределе!

1-й ведущий. Стихи Мусы пригвождают к позорному столбу его врагов. Он знает, что приговор народа над фашизмом войдут его последние стихи. В Маобитской тюрьме он писал приговор фашизму:

Жестоким будет приговор народа,

В него войдет и мой последний стих.

2-й ведущий. Он повелел своим песням цвести на полях родной страны. Теперь нет такой земли, где бы не взошли песни Джалиля. Нет такого языка, на котором они теперь не звучали бы.

1-й ведущий. Он до конца своей жизни оставался самим собой: Батыром, Рыцарем, Певцом.

7-й чтец.

Когда пройдет, как песня жизнь моя,

Когда замолкну, близких покидая я,

Не думайте, чтот умер я, друзья –

В сердцах миллионов буду жить всегда я.

8-й чтец.

Герой не гибнет, умирая:

Двойная жизньему дана.

И эта жизнь его вторая.

Бессмертной славою полна.

9-й чтец.

Есть в истории огромный камень:

Мы на нем напишем имена,

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна

Всех, кто умер за свою отчизну,

За ее величья и расцвет,

Всех, кто отдал молодые жизни.

Чтобы ярче лился счастья свет.

2-й ведущий. Джалиль был Человеком в самом кристальном значении этого слова. Без единого пятна на своей человеческой клятве. На своей совести.

1-й чтец. Муса Джалиль – Батыр.

2-й чтец. Муса Джалиль – Рыцарь.

3-й чтец. Муса Джалиль – Певец.

4-й чтец. Муса Джалиль – Герой.

2-й ведущий. Он тогда уже был Героем Советского Союза, хотя звание пришло через многие годы после его смерти.