Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в образовательном процессе
Гульнар САМОЙЛОВА,
учитель изобразительного искусства Мелекесской средней школы Тукаевского района
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик, которую дает возможность по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
– развивающее обучение;
– проблемное обучение;
– разноуровневое обучение;
– коллективную систему обучения;
– исследовательские методы в обучении;
– проектные методы обучения;
– технологию игровых методов;
– обучение в сотрудничестве;
– информационно-коммуникационные технологии;
– здоровье сберегающие технологии и др.
Учитель – сам творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, использует оригинальные методические приемы. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Новые технологии могут лучшим образом развить изобразительную деятельность учащихся.
На протяжении многих лет учащиеся делятся на несколько категорий:
– первая это – кто любит рисовать;
– вторая это – у кого не получается;
– третья на тех, кто не может, но хочет научиться;
– четвертая на тех, кто не может и из-за этого не любит рисовать;
– пятая на тех, кто может, но не развиваются.
Вопрос этот очень сложный и непростой. Такое непростое отношение к себе и к предмету, современные педагогические технологии призваны изменить в более положительные результаты работы.
Сегодня работая над проблемой развития творческих способностей воспитанников на уроках изобразительного искусства, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность воспитанников. При организации художественно-творческого, развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать, подпитывать воображение и фантазию детей. Для творчества необходимы: мотивация, желание, новизна, ценность того, что получается. Педагогу необходимо помнить, что никакая технология не заменит эмоциональное общение с учащимися, творческое взаимодействие с ребенком и произведениями искусства, но технология может помочь педагогическому общению на занятиях изобразительным искусством, сделать его более разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию.
Передача художественной информации возможна лишь при тщательном отборе и нахождении точного места в той или иной технологии. Прежде всего необходимо создать условия эмоционального сопереживания, воспринимающего тому материалу, который он получает, общаясь с педагогом и произведениями искусства. Педагог не просто сообщает информацию, он является организатором различных видов деятельности, помогает выбрать решение, следить за процессом, помогает учащимся выразить своё отношение к действительности и к искусству в изобразительной форме.
В своей практике я использую технологию диалога. Общение педагога и учащихся строится на основе диалога. В процессе диалога они обмениваются мнениями, получают информацию, высказывают свою позицию, которое создает мысль, которое помогает решать поставленные задачи. В построении диалога происходит зарождение проблемной ситуации, разрешение которой, создает эмоциональное сопереживание, увлекая в мир изобразительного искусства. Диалоговые технологии применяю в процессе обсуждения, наблюдения, в процессе изображения, при рефлексии, обсуждении собственных работ и работ одноклассников. Во время диалога можно выявить затаенные способности учащихся, узнать конструкцию мышления, сблизиться эмоционально и мысленно. Оно является средством активизации учебного процесса на уроках изобразительного искусства. Специфика урока изобразительного искусства заключается в перестройке зрительного восприятия на изобразительную деятельность. Значение педагогического рисования огромно в развитии зрительной памяти учащихся и приобретении ими практических навыков. Мастер-класс, без которого порой трудно понять как же правильно рисовать. Активность учащихся проявляется в творческой самостоятельности. Ребенок выражает свою мысль через изображение в практической деятельности, при этом педагог продолжает сопровождать интерес учащегося, его самостоятельное мышление, активизирует желание глубокого изучения изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства я применяю гуманитарные технологии, как способ активизации мышления и деятельности учащихся. Для создания эмоциональной среды использую следующие технологии «проблемная ситуация», «конструкция для подсказок», «технология критического мышления», «применение правил», «диагностика», «генерация идей».
В своей работе использую такие технологии как
– экскурсии;
– беседы об изобразительном искусстве;
– развивающие игры;
– приемы перевоплощения;
– работа над проектом;
– личностно-ориентированные технологии.
Реализация природных потенциалов личности обучаемого – залог развития творческих способностей.
Применяю следующие принципы педагогической техники как свобода выбора, открытость, обратная связь.
Продуктивный урок – это урок на котором учитель направляет детей, дает рекомендации, а дети создают лучшие шедевры.
Список используемой литературы
- Неменский Б.Н., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 4 кл.: Кн. для учителя/. – М.: Просвещение, 1991.
- Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие. – СПб.: изд-во ФГПУ им. А.И.Герцена, 2009. С. 21.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998.