Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотическое воспитание в начальной школе

(Патриотическое воспитание в условиях реализации обновленного ФГОС)

Ольга НАУМОВА,

учитель начальных классов.

ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат

 имени Героя Советского Союза

С.Е.Кузьмина»

Патриотическое воспитание является важнейшей задачей образовательной системы России, особенно на уровне начальной школы. Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) акцентирует внимание на формировании у младших школьников чувства любви к Родине, уважения к традициям и культуре своего народа. Патриотизм в этом контексте понимается как чувство гордости за свою страну, активная гражданская позиция и готовность к защите её интересов.

Патриотическое воспитание в начальной школе способствует формированию целостной личности ребенка, его нравственных ценностей и социальной идентичности. Оно помогает детям осознать свою принадлежность к стране, развивает умение уважать другие народы и их культуру, а также формирует навыки ответственного гражданства.

В настоящей статье я хотела бы представить свой опыт организации патриотического воспитания учащихся начальных классов. Я работаю учителем начальных классов в кадетской школе. Хочу отметить, что обучение в кадетских школах начинается с 5 класса, всего в 2–3 кадетских школах Татарстана есть начальные классы. Учитывая специфику и направленность работы кадетских школ, понятно, что патриотическому воспитанию здесь уделяется большое внимание. Кадетами ребята становятся только в пятом классе, готовятся, принимают присягу. А ученики начальных классов с восторгом в глазах наблюдают за старшими товарищами, стараются копировать строевую походку, сдачу рапорта, с удовольствием посещают школьный музей, ждут, когда в класс приходят старшеклассники и проводят различные конкурсы и мероприятия. С учениками начальных классов нашей школы проводится систематическая и последовательная работа по патриотическому воспитанию, с опорой на пример поведения старшеклассников, офицеров-воспитателей, учителей. Можно сколько угодно говорить о том, что хорошо, а что плохо, это только слова, воспитывать нужно на примере и проводить конкретную систематическую работу.

Из своего опыта могу показать работу по патриотическому воспитанию и последующий продуктивный результат на уроке литературного чтения в 4 классе. Перед подготовкой к уроку по теме: «О Родине, о подвигах, о славе» заранее обозначила ученикам, что урок пройдет в форме устного журнала, дала темы для рубрик.  Дети выбирали  тему самостоятельно и по желанию:

– Герои войны в моей семье.

– Дети – герои войны.

– Труженики тыла  моей семьи.

– Творчество детей о войне.

– Герой войны – именем,  которого названа наша школа.

– Произведения  писателей и поэтов, вошедших в изученный  раздел.

Родителей попросила помочь детям. Творчество учеников и их родителей приятно удивило: были подготовлены сообщения о родственниках участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла, пионерах – героях, нарисованы плакаты, стихи собственного сочинения и двое ребят в классе прочитали рэп на стихи из данного раздела учебника «Литературное чтение». На основе материалов, собранного ребятами и их родителями, в рамках внеурочной деятельности мы подготовили исследовательские проекты. В дальнейшем данные проекты были представлены на конференциях. Результаты проделанной работы радуют: Дмитриева Полина, ученица 4 класса — призер Межрегиональной научно-практической конференции «Истории славные страницы. Школа героев», 2023 год; Мустафа Лейла, ученица 4 класса – призер Республиканской научно-практической конференции «Подвигу жить!», 2023год; Минабутдинова Джамиля, ученица 1 класса – призер Республиканского конкурса проектов «Истории славные страницы. Школа героев»,2024 год.

И самое главное – это слова благодарности от семей своих учеников, которые узнали много интересной и важной информации о своих близких.

Для внеурочной деятельности в школе разработана и эффективно реализуется авторская программа курса «Школа будущего кадета». Эта программа является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания младших школьников.

Данный курс разработан специально для младших школьников с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Успешную работу в начальных классах нужно проводить с учетом основных принципов патриотического воспитания:

  1. Комплексный подход. В реализации патриотического воспитания должны участвовать все участники образовательного процесса: не только педагоги, но и родители, и сами учащиеся. Важно создать единую образовательную среду, способствующую формированию патриотических чувств.
  2. Интерактивные методы. Использование современных технологий и интерактивных методов обучения способствует более глубокому восприятию материала. Проекты, экскурсии, ролевые игры и уроки гражданственности помогают учащимся лучше понять и прочувствовать историю и культуру своей страны.
  3. Доступность информации. Важно, чтобы информацию о патриотическом воспитании родители и дети получали в доступной и увлекательной форме. Чтение художественной литературы, просмотр документальных фильмов и участие в культурных мероприятиях способствуют не только обучению, но и формированию эмоциональной связи с Родиной.

Для организации эффективного патриотического воспитания в начальной школе необходимо внедрение ряда практических мероприятий:

  1. Уроки истории и литературы: на уроках ученикам удобно рассказывать о великих событиях, личностях, подвиге народа. Использование художественной литературы, отражающей патриотическую тематику, будет способствовать формированию чувства гордости за страну.

2.Тематические мероприятия: проведение мероприятий, посвященных праздникам, связанным с историей России, таким как День Победы, День России, а также участие в универсальных конкурсах и акциях, позволит детям почувствовать принадлежность к историческому контексту.

  1. Работа с родителями: организация встреч, семинаров и круглых столов для родителей, посвященных вопросам патриотического воспитания, поможет создать единое информационное пространство и поддержит инициативы школы в этом направлении.
  2. Проектная деятельность: вовлечение детей в создание проектов о местных героях, исторических событиях или культуре своего региона позволит им выразить свои чувства и идеи, а также развить исследовательские навыки.

Патриотическое воспитание в начальной школе по обновленному ФГОС является основой формирования активного и ответственного гражданина. Оно требует комплексного подхода, включающего взаимодействие между школой, семьей и обществом. При правильной организации данного процесса, можно воспитать новое поколение, способное гордиться своей страной, уважать её традиции и вносить свой вклад в её развитие.