Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа

№ 198

(Познавательно-исследовательский проект)

Гульнур КОМАРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №3   г. Казани

Участники проекта: дети  5-6 лет, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май).

Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий  в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо. Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как : «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие  обычаи  и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа.

Цель проекта: формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

Задачи:

образовательные:

– совершенствовать познавательные интересы у детей в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, особенностей народов Татарстана;

– познакомить со старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа;

развивающие:

– обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка;

– развивать наблюдательность, обогащать и развивать связную речь, через устное народное творчество;

– развивать коммуникативные умения с помощью народных игр;

воспитательные:

пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры;

– воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа;

– формировать чувства патриотизма, к истории своего народа.

Формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

– дети получат знания об истории и культуры татарского народа;

– познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

– приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции;

– повысится познавательный интерес  детей;

– пополнится словарь детей через татарский фольклор.

Подготовительный этап

Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, имеющейся литературы по декоративно-прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа.

Воспитатель:

– изучения литературы, информации интернет-ресурсов;

– подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам»;

– оформление наглядного материала и дидактических игр для детей;

– составление картотек народных игр;

– консультации для родителей «Предметы быта дедушек и бабушек», «Народные традиции и их роль в семейном воспитании»;

– изготовление лэпбуков на темы «Лучезарная Казань», «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары»;

– анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре». (Приложение №1)

Родители:

– участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК;

– выпуск семейный газеты «Генеалогическая древа моей семьи»;

– фоторепортаж «Красота родного края»;

– конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина»

– конкурс кукол в национальных костюмах;

– выставка «Татар халык ашлары».

Основной этап

Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.

Работа с детьми:

– сбор предметов быта и рукоделия;

– беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях;

– сюжетно-ролевые игры «Моя семья»;

– выставка рисунков «Татарский сапожок»;

– мультимедийная презентация о предметах рукоделия;

– развлечение «Аулак өй».

Заключительный этап

– выставка предметов быта и обихода татарского народа;

– выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах;

– участие в оформлении  мини-музея в детском саду;

– презентация: « Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи);

Тематический план

Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь Люби свой край и воспевай Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.

Знакомство со столицей Татарстана – город Казань.

Рассматривание фотографий достопримечательности города Казани.

Развлечение «Путешествие в Татарстан»

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Рассматривание лэпбуков: «Лучезарная Казань», «Мой край родной».

Фоторепортаж «Красота родного края».

Октябрь Мир старинных вещей Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений.

Сюрпризный момент «Бабушкин сундук».

Осмотр содержимого сундука.

Фольклор (загадки).

Игра «Түбәтәй», «Яшел-яшел кулъяулыгым».

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».

Чеканка «Беләзегем-йөзегем» (украшение чеканкой элементы национального узора).

Конкурс кукол в национальной одежде.

Экскурсия в музей ДОУ.

Ноябрь Вышивки моей бабушки Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами.

Познавательное занятие «Кәләпүшем-калфагым».

Рисование. Украшение  сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом.

Выставка детских работ «Татарский сапожок».

Аппликация «Тюбетей без затей».

Разукрашивание татарским орнаментом «Алъяпкыч».

Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров».

Декабрь Традиции и ценности моей семьи Знакомство с понятием «Семья-гаилә» .

Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Развлечение «Аулак өй».

Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом  семьи

Презентация: « Что мы знаем о своих предках?»

Январь История татарской национальной кухни Ознакомление с традициями татарского гостеприимства, разновидностями татарских лакомств и  национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гөбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др.

Пословицы, загадки.

Лепка из соленого теста «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо».

Выставка «Татар халык ашлары».

Интерактивное занятие «Традиции татарского чаепития».

Февраль Мелодии моего народа Знакомства детей с татарскими  музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолино, сорнай.

Слушание татарских мелодий на татарские песни.

Разучивание колыбельных песен.

Презентация «Татарские музыкальные инструменты».

Март Сквозь века – игры наших бабушек Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа.

Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий.

Загадки, беседа.

Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке», «Соры бүре».

День татарских народных игр.

Апрель Творческая наследия Габдуллы Тукая. Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Су анасы».

Разучивание стихотворения Г.Тукая «Бала белән күбәләк» (Ребёнок и мотылёк).

Инсценировка стихотворения Г.Тукая «Акбай»

Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая».

Май «Краски Сабантуя» Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями.

Чтение стихов.

Аппликация «Укрась полотенце-Сөлге» (коллективная работа).

Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия», «Чума үрдәк,чума каз».

Проведение праздника «Весёлый Сабантуй».

 

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта у детей формируются:

– нравственно-патриотические чувства;

– основы национального самосознания;

– умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;

– эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.

Литература:

  1. «Татар дөньясы – Татарский мир» Издательство Заман — Казань, 2020
  2. Харисов Л.А. «Ватаным Татарстан – Родина моя» — Казань, 2005
  3. Нурзия «Татар сынлы сәнгать» — Казань, 1999
  4. Зарипова З.М. «Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты» — Яр Чаллы, 2000
  5. Борһанова Р.А. «Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру»- Казан,1994
  6. Закирова К.В. «Уйный-уйный үсәбез» — Казан, 2010
  7. Закирова К.В. «Әхлак нигезе- матур гадәт» — Казан, 2004
  8. Закирова К.В. «Көч һәм рух тамырлары» — Казан, 1998
  9. Р.Ф.Ягъфәрова «Балалар фольклоры » Казан, Мәгариф 2000
  10. К.В.Закирова, С.М.Гаффарова «Әткәм-әнкәмнең теле» — Казан, Мәгариф 1997
  11. Нурия Сергеева «Веков связующая нить. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества» — Казань, 2004
  12. Ф.Ф.Харисова «Национальная культура и образование» Москва, 2000

 

Приложение №1

Анкета для  родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре»

  1. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие татарские народные праздники Вы отмечаете в Вашей семьи?____________________________________________________________________________________________________________________
  3. Есть ли дома, у Вас старинные утвари? Знает ли об этом ребёнок?__________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?__________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребёнком?____________________________________________________
  6. Надо ли знать народные сказки и былины?_________________________
  7. Как часто Вы читаете ребёнку татарские народные сказки?__________
  8. Поёте ли Вы ребёнку татарские колыбельные песни?________________
  9. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях татарского народа?______________________________________________________
  10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи, по приобщению детей к народной традициям и культуре РТ?__________________________________________________

Спасибо за ваше время.