Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа
№ 198
(Познавательно-исследовательский проект)
Гульнур КОМАРОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №3 г. Казани
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май).
Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо. Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как : «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие обычаи и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа.
Цель проекта: формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
Задачи:
образовательные:
– совершенствовать познавательные интересы у детей в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, особенностей народов Татарстана;
– познакомить со старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа;
развивающие:
– обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка;
– развивать наблюдательность, обогащать и развивать связную речь, через устное народное творчество;
– развивать коммуникативные умения с помощью народных игр;
воспитательные:
– пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры;
– воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа;
– формировать чувства патриотизма, к истории своего народа.
Формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
– дети получат знания об истории и культуры татарского народа;
– познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
– приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции;
– повысится познавательный интерес детей;
– пополнится словарь детей через татарский фольклор.
Подготовительный этап
Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, имеющейся литературы по декоративно-прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа.
Воспитатель:
– изучения литературы, информации интернет-ресурсов;
– подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам»;
– оформление наглядного материала и дидактических игр для детей;
– составление картотек народных игр;
– консультации для родителей «Предметы быта дедушек и бабушек», «Народные традиции и их роль в семейном воспитании»;
– изготовление лэпбуков на темы «Лучезарная Казань», «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары»;
– анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре». (Приложение №1)
Родители:
– участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК;
– выпуск семейный газеты «Генеалогическая древа моей семьи»;
– фоторепортаж «Красота родного края»;
– конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина»
– конкурс кукол в национальных костюмах;
– выставка «Татар халык ашлары».
Основной этап
Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.
Работа с детьми:
– сбор предметов быта и рукоделия;
– беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях;
– сюжетно-ролевые игры «Моя семья»;
– выставка рисунков «Татарский сапожок»;
– мультимедийная презентация о предметах рукоделия;
– развлечение «Аулак өй».
Заключительный этап
– выставка предметов быта и обихода татарского народа;
– выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах;
– участие в оформлении мини-музея в детском саду;
– презентация: « Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи);
Тематический план
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Люби свой край и воспевай | Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.
Знакомство со столицей Татарстана – город Казань. Рассматривание фотографий достопримечательности города Казани. Развлечение «Путешествие в Татарстан» Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Рассматривание лэпбуков: «Лучезарная Казань», «Мой край родной». Фоторепортаж «Красота родного края». |
Октябрь | Мир старинных вещей | Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений.
Сюрпризный момент «Бабушкин сундук». Осмотр содержимого сундука. Фольклор (загадки). Игра «Түбәтәй», «Яшел-яшел кулъяулыгым». Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно». Чеканка «Беләзегем-йөзегем» (украшение чеканкой элементы национального узора). Конкурс кукол в национальной одежде. Экскурсия в музей ДОУ. |
Ноябрь | Вышивки моей бабушки | Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами.
Познавательное занятие «Кәләпүшем-калфагым». Рисование. Украшение сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом. Выставка детских работ «Татарский сапожок». Аппликация «Тюбетей без затей». Разукрашивание татарским орнаментом «Алъяпкыч». Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров». |
Декабрь | Традиции и ценности моей семьи | Знакомство с понятием «Семья-гаилә» .
Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Развлечение «Аулак өй». Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом семьи Презентация: « Что мы знаем о своих предках?» |
Январь | История татарской национальной кухни | Ознакомление с традициями татарского гостеприимства, разновидностями татарских лакомств и национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гөбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др.
Пословицы, загадки. Лепка из соленого теста «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо». Выставка «Татар халык ашлары». Интерактивное занятие «Традиции татарского чаепития». |
Февраль | Мелодии моего народа | Знакомства детей с татарскими музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолино, сорнай.
Слушание татарских мелодий на татарские песни. Разучивание колыбельных песен. Презентация «Татарские музыкальные инструменты». |
Март | Сквозь века – игры наших бабушек | Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа.
Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости. Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий. Загадки, беседа. Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке», «Соры бүре». День татарских народных игр. |
Апрель | Творческая наследия Габдуллы Тукая. | Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.
Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Су анасы». Разучивание стихотворения Г.Тукая «Бала белән күбәләк» (Ребёнок и мотылёк). Инсценировка стихотворения Г.Тукая «Акбай» Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая». |
Май | «Краски Сабантуя» | Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями.
Чтение стихов. Аппликация «Укрась полотенце-Сөлге» (коллективная работа). Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия», «Чума үрдәк,чума каз». Проведение праздника «Весёлый Сабантуй». |
Прогнозируемый результат
В результате реализации проекта у детей формируются:
– нравственно-патриотические чувства;
– основы национального самосознания;
– умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
– эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.
Литература:
- «Татар дөньясы – Татарский мир» Издательство Заман — Казань, 2020
- Харисов Л.А. «Ватаным Татарстан – Родина моя» — Казань, 2005
- Нурзия «Татар сынлы сәнгать» — Казань, 1999
- Зарипова З.М. «Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты» — Яр Чаллы, 2000
- Борһанова Р.А. «Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру»- Казан,1994
- Закирова К.В. «Уйный-уйный үсәбез» — Казан, 2010
- Закирова К.В. «Әхлак нигезе- матур гадәт» — Казан, 2004
- Закирова К.В. «Көч һәм рух тамырлары» — Казан, 1998
- Р.Ф.Ягъфәрова «Балалар фольклоры » Казан, Мәгариф 2000
- К.В.Закирова, С.М.Гаффарова «Әткәм-әнкәмнең теле» — Казан, Мәгариф 1997
- Нурия Сергеева «Веков связующая нить. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества» — Казань, 2004
- Ф.Ф.Харисова «Национальная культура и образование» Москва, 2000
Приложение №1
Анкета для родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре»
- Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие татарские народные праздники Вы отмечаете в Вашей семьи?____________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли дома, у Вас старинные утвари? Знает ли об этом ребёнок?__________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?__________________________________________________________________________________________________________________
- Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребёнком?____________________________________________________
- Надо ли знать народные сказки и былины?_________________________
- Как часто Вы читаете ребёнку татарские народные сказки?__________
- Поёте ли Вы ребёнку татарские колыбельные песни?________________
- Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях татарского народа?______________________________________________________
- Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи, по приобщению детей к народной традициям и культуре РТ?__________________________________________________
Спасибо за ваше время.