Оздоровительная функция музыки

№ 183

Ландыш ХАФИЗОВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории Верхнеуслонского детского сада «Берёзка» Верхнеуслонского района

Сейчас мир меняется – меняются и дети. Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего представления о том, что такое мобильный телефон или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы должны быть рады: что дети сейчас такие технически продвинутые. Но есть и другая сторона медали – дети стали менее подвижны, у них плохо развивается речь, мышление, координация движений, пропадает интерес к любым видам деятельности, кроме игры на телефоне или компьютере им ничего не интересно. Если раньше дети бегали, сломя голову, на улице и гоняли на велосипедах, то сейчас подавляющее большинство выберут планшет или телефон в руке.

Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни является музыка. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человеческого организма через три основных фактора:

  1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.
  2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая и др.
  3. Психологический фактор – музыка способна значительно менять психическое состояние ребенка.

Кроме того музыка имеет фундаментальные начала живой природы: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

На музыкальных занятиях активно использую следующие оздоровительные приёмы:

  1. Валеологические песенки – распевки.

Это такие распевки, которые сопровождаются самомассажем,  ритмичными движениями, звучащими жестами. Дети их быстро усваивают, приятная мелодия поднимают настроение, а само пение подготавливают голосовой аппарат к пению.

Как пример хочу представить вам песенку распевку «Здравствуйте, ладошки!»:

– Здравствуйте, ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши)

– Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ. (Топают ножками)

– Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх. (Гладят ладонями щечки)

– Пухленькие щечки!

Плю-плюх-плюх. (Лёгкие хлопки по щекам)

– Здравствуйте, губки!

Чмок-чмок-чмок. (Три раза чмокают губами)

– Здравствуйте, зубки!

Щелк-щелк-щелк. (Три раза щелкают зубами)

– Здравствуй, мой носик!

Бип-бип-бип. (Три раза нажимают на нос пальцем)

– Здравствуйте, малышки!

Всем привет! (Машут рукой наверху)

Если раньше мы просто пели распевки, то сейчас мы их выполняем с движением и под музыку.

  1. Поэтическое музицировние – это озвучивание стихотворения или сказки с помощью музыкальных инструментов.

С его помощью мы развиваем внимание, память, быстроту реакции и чувство ритма.

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель, (Шумелки)

По полям бегут ручьи, (Глиссандо на металлофоне)

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи. (Шумелки)

После зимней стужи

Пробирается медведь. (Барабан)

Сквозь густой валежник

Стали птицы песни петь. (Колокольчик)

И расцвёл подснежник

  С.Маршак 

  1. Эвритмия – это искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.

Занятия по эвритмии проходят как увлекательная сказка или история, которая рассказывается и воссоздается взрослым. Дети, в свою очередь, подражают его движениям. Здесь главная цель – это перевоплощение: в растения, животных, явления природы и т.д

Упражнения «Лягушка», « Птичка- водичка», « Два кота»

  1. Лягушка, лягушка – глазки на макушке,

Прячьтесь от лягушки, комары да мошки.

  1. Птичка птичка – вот тебе водичка, вот тебе крошки, на моей ладошке.
  2. Та-та два кота, два ободранных хвоста,

Черный кот в чулане, все усы в сметане,

Серый кот залез в подвал, и мышонка там поймал.

«У Оленя дом большой».

  1. Рефлексия – определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности. Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств при помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее состояние.

Система музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду предполагает использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. А в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.