Открытое письмо маме, чей малыш пойдет в садик
Наталья ПЛЕШКОВА,
педагог-психолог детского сада № 141 г. Казани
Татьяна ШЛЯПИНА,
воспитатель детского сада № 141 г. Казани
Дорогая мамочка! Твой малыш впервые идет в садик, и ты очень сильно волнуешься. У тебя это вновь, а мы много лет проживаем вместе с детками эти дни адаптации к детскому саду и хотим с тобой поделиться.
Вот родился твой малыш, и все эти два или три года каждый день, час ты была с ним рядом. А сейчас пришла пора, и он отделяется от себя. Но ведь все эти годы ты столько делала, чтобы он становился самостоятельным, справлялся без тебя и это расстояние между вами увеличивалось, и он становился все более личностью.
Где спит твой малыш? Только не в одной постели с тобой. Это закон, а не рекомендация. Не делай ребенка созависимым, даже, если эта зависимость от мамы, свобода лучше.
К детскому саду обязательно надо забыть о памперсах. Саморегуляция ребенка должна работать во всю. Он уже это может.
Очень важно привить гигиенические навыки: умываться, мыть ручки. Это очень просто – купи ароматное мыльце и каждый раз после мытья порадуйся как пахнут ручки. Это станет очень приятной процедурой, и ребенок захочет ее повторять.
Обрати внимание, как ест твой ребенок. Он должен усвоить: это моя тарелка и только моя ложка в ней. Хорошие манеры прививаются с младенчества. Умение самому есть – гарантия, что ребенок будет сыт в садике. А умение держать ложку – это прелюдия к письму. Видишь, как все взаимосвязано.
Еще очень важно научить до садика ребенка одеваться. Этим навыкам лучше обучать весело рукавчики – домики для ручек, а в штанишках – ножки живут. И каждый раз проговаривать последовательность вещей, которые надеваем. Можно в путанку поиграть – маечку поверх рубашечки надеть, вот смешно будет. Так ребенок инструкции будет лучше усваивать и настроение хорошее всегда. В садик лучше покупать одежду с минимумом застежек (это дома с одним ребенком можно пальчики развивать через пуговки, шнурочки, застежки), а в группе важна скорость и простота, чтоб ребенок свою успешность чувствовал. В детской одежде важны кармашки, где лежит носовой платочек, ведь благодаря ему гигиенические навыки прививаются (глазки, носик всегда будут сухими, малыш сам это будет контролировать). А еще платочек (почти всегда) выполняет роль талисмана (это наша многолетняя практика подтверждает), он очень успокаивающе действует, ведь его мама положила. Многие дети в адаптационный период очень нуждаются в амулетах, талисманах (вот эта удивительная связь с нашими предками!). Лучше чтоб это были маленькие игрушки или платочек. Как только ребенок привыкает к садику, потребность в этом отпадает. Вот такой барометр адаптации (проверено)!
Стишки, потешки, которые вы выучите дома, а потом и в садике добавите, не только память развивают, их ритмика – спокойствие вносит, релакс такой, в них инструкции, подсказки содержаться. Вот и получится без назидания, весело мы добьемся желаемого поведения от ребенка, воспитанием это называется. Хотите пример: «Водичка, водичка умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», «Не ходите, дети, в Африку гулять…», «Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела…».
Если б вы видели, какое завораживающее действие на детей рифма оказывает, как заклинание. А когда он начнет сам повторять, тут уже восторга ребенка нет конца. «Я это знаю!».
Пожалуйста, читайте сказки детям, инсценируйте их вместе с детьми. Это очень важно для развития ребенка! Э.Хен сказал: «Постигнутым является то, что претворено силой фантазии ребенка. Тогда это превращается в его достояние». Образность сказки, а не абстрактность понятий является истинным средством воспитания детей. Лицедейство учит принимать ребенком разные роли, то он злой как волк, то хитрый как лиса, то добрый как Леопольд. Страхи, тревожность, как ластиком, стираются в душе ребенка, благодаря сказкам; и формируется интерес – основа интеллектуального развития.
Особую роль в благополучии твоего ребенка играет тот образ воспитателя, который ты сама себе нарисовала. Нельзя доверить самое лучшее плохому человеку. Воспитатель – это человек со специальным образованием, с лучшими человеческими качествами. Если ты каждый день, час с детьми, ты становишься лучше. С детьми нельзя быть фальшивым или злым. Они тебе не поверят и не пойдут к тебе. В школе учеников надо уважать, а у нас только любить, без любви никак, не получится. Он комочком тебе прижмется, и все ты уже ответственна за его жизнь – с верой, добротой и доверием.
А еще педагог – это тот, кто чаще всего страдает от эмоционального выгорания. Работа у нас такая, только на все сто выкладываться – иначе ребенок не поверит, не пойдет за тобой. Вот и просим мы всех родителей – уважайте нас и берегите, не делайте нам больно. Нам любовь и доброту детям вашим нести. А проблемы любые можно корректно и цивилизованно разрешить.
Удивительная штука родительская любовь, что многие в ней запутались и решили: люблю – значит покупаю. Нет, люблю – значит, всячески демонстрирую заинтересованность в жизни и развитии ребенка. Любовь – это не эквивалент денежных вложений, а эквивалент тех умений, благодаря которым ребенок будет обходиться без тебя. «Я сам!» – вот лозунг развития ребенка, но, к нашему сожалению, мы все чаще слышим – «Я маленький». Это разрушительная формула. Залюбили, заласкали, задарили, сделали объектом преклонения.
Естественно трудно оставить плачущего ребенка, однако не нужно сомневаться в его способности привыкнуть к садику. Подготовка к садику, по сути, обязана быть не какой-то специальной деятельностью, а совпадать с общими целями воспитания. Мы вас ждем!