Остров Математики

 (Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе)  

Гульназ АБДУЛВАЛЕЕВА,

воспитатель детского сада №21 «Золотая рыбка» г. Нурлат  

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Задачи:

– совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение правильно применять знаки +, —, =; закреплять знания о геометрических фигурах, пространственные представления; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку;

– создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

– воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность.

Словарная работа: математика, счетные палочки, геометрические фигуры.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация, письмо, аудиозапись «Звуки моря», карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребенка), знаки +, —, = (на каждого ребенка), геометрические фигуры, тетради в клетку, карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой.

  1. II. Сообщение целей и задач занятия

Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. (Конверт с цифрами и геометрическими фигурами.) Это письмо прислала принцесса Математики. Послушайте, что она пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам принцесса с далёкого Математического острова. Мне очень нужна ваша помощь. В моём математическом королевстве побывали пираты и навели здесь беспорядок. Они перепутали все цифры, решили задачи с ошибками, разрушили мой Геометрический дворец. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные ребята, не боитесь трудностей. Пожалуйста, поспешите к нам на помощь! Математическое королевство в опасности! Принцесса острова Математики».

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем принцессе Математики? (Да)

– Тогда отправляемся в путь! Только как мы попадём на остров Математики? (Ответы детей.)

– Я, кажется, придумала. Ведь Королевство находится на острове. А чтобы узнать, на чём мы туда отправимся, надо выполнить первое задание.

Только умным, только ловким

Разгадать головоломку.

Ты по клеточкам шагай,

Что там скрыто, угадай.

III. Выполнение заданий

1-е задание. Графический диктант.

(Дети выполняют задание в тетрадях.)

Воспитатель. Что у нас получилось? (Корабль)

– Наше путешествие начинается. Корабль готов к отплытию. (Звучит аудиозапись «Звуки моря.)

– Мы приплыли на остров Математики. Выходите на берег. Нас встречают стражники Королевства, чтобы попасть в него, надо выполнить второе задание.

2-е задание. Отвечать на вопросы.

Стражник.

– Какое число больше 8, но меньше 10?

– Сколько дней в неделе?

– Сколько лап у двух собак?

– Сколько ушей у двух кошек?

– Сколько на неделе выходных?

– Сколько пальцев на двух руках?

– Сколько глаз у светофора?

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Королевство.

– Ой, ребята, посмотрите! (Воспитатель обращает внимание детей на цифры, разложенные на столике.) Что же наделали пираты! Все цифры перепутали! Надо помочь каждой цифре занять своё место. Возьмите по одной цифре и по команде постройтесь друг за другом по порядку, начиная от 1 до 10.

3-е задание. Устный счет.

– Разложите цифры по порядку, начиная с самого маленького числа. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.)

– А теперь назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.)

– Назови соседей числа 6. (5 и 7)

– Назови число, которое находится между числами 3 и 5;

– между числами 7 и 9;

– между числами 2 и 3;

– назови число, которое больше 8 на 1;

– меньше 6 на 2;

– назови соседей числа 7.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданием. Все цифры на своих местах!

– А теперь немного отдохнём.

Физминутка

Мы считали и устали, (шаги на месте)

Дружно все мы тихо встали, (встали, руки на поясе)

Ручками похлопали: 1, 2, 3. (хлопают)

Ножками потопали: 1, 2, 3. (топают)

Сели, встали, снова сели, (приседания)

Друг на друга посмотрели, (руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)

Мы немножко отдохнем, (шаги на месте)

И опять считать начнем.

Воспитатель. Нам с вами предстоит решить задачи, которые не смогли решить пираты. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей она состоит?

Дети. Условие. Вопрос. Решение. Ответ.

Воспитатель. Молодцы!

4-е задание. Решение задач.

Воспитатель. Составьте задачу, в которой будут такие числа: 6–1 =? (Дети составляют задачи.)

Например, «На полянке играло 6 зайчат. Вдруг 1 зайчонок убежал. Сколько зайчат осталось на полянке?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 6–1=5. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.)

Воспитатель. Сейчас внимательно послушайте задачу: «У ёжика было 6 яблок, 2 яблока он съел. Сколько яблок осталось у ёжика?»

– Скажите условие задачи.

– А какой вопрос к задаче?

– А теперь решим эту задачу.

– Какой ответ у задачи? (4)

2-я задача. На полянке у дубка белка увидела 3 грибка, А подальше у осин она нашла ещё один.

Воспитатель. Кто готов ответить нам, сколько белка нашла грибков?

– Есть ли условие у этой задачи?

– А какой вопрос? (Воспитатель пишет запись на доске: 3 + 1 = 4.)

– Посмотрите на запись, что обозначает знак «+»? (Что-то добавилось, прибавилось, чего-то стало больше.)

3-я задача.

Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках теперь ползет жучок? (5)

(Воспитатель пишет запись на доске: 6 – 1 = 5.)

Воспитатель. Посмотрите на запись, что обозначает знак «–»? (Что-то убавилось, чего-то стало меньше.)

4-я задача.

5 ворон на крышу сели,

2 ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (7)

5-я задача.

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

(Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу».)

– Про ребят: 3+3=6.

– Про гусей: 7–2=5.

– Про котят: 7+3=10.

Воспитатель. Молодцы! Все задачи решили правильно! Ребята, пираты случайно разрушили дворец Принцессы Математики. Но у нас есть схема, по которой мы можем восстановить дворец. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит её дом.

Дети. Из треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов, овалов.

5-е задание. Построй дворец из геометрических фигур.

(Дети собирают дворец из геометрических фигур по схеме (схема на доске). По окончании работы дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы замечательные строители! Вы прекрасно справились со всеми заданиями: расставили цифры по порядку, решили правильно все задачи, восстановили разрушенный дворец. Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А домой мы попадем с помощью волшебного заклинания:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы вернулись в детский сад».

  1. IV. Итог занятия

Воспитатель. Мы вернулись в детский сад. Все наши приключения позади. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

– Что вам больше всего понравилось?

– Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?

– Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Вы были внимательными, сообразительными, настойчивыми. Справились со всеми трудностями и помогли Принцессе Математики.