Остров Математики
(Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе)
Гульназ АБДУЛВАЛЕЕВА,
воспитатель детского сада №21 «Золотая рыбка» г. Нурлат
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
– совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение правильно применять знаки +, —, =; закреплять знания о геометрических фигурах, пространственные представления; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку;
– создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
– воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность.
Словарная работа: математика, счетные палочки, геометрические фигуры.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: презентация, письмо, аудиозапись «Звуки моря», карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребенка), знаки +, —, = (на каждого ребенка), геометрические фигуры, тетради в клетку, карандаши.
Ход занятия
- Организационный момент
Эмоциональный настрой.
- II. Сообщение целей и задач занятия
Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. (Конверт с цифрами и геометрическими фигурами.) Это письмо прислала принцесса Математики. Послушайте, что она пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам принцесса с далёкого Математического острова. Мне очень нужна ваша помощь. В моём математическом королевстве побывали пираты и навели здесь беспорядок. Они перепутали все цифры, решили задачи с ошибками, разрушили мой Геометрический дворец. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные ребята, не боитесь трудностей. Пожалуйста, поспешите к нам на помощь! Математическое королевство в опасности! Принцесса острова Математики».
Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем принцессе Математики? (Да)
– Тогда отправляемся в путь! Только как мы попадём на остров Математики? (Ответы детей.)
– Я, кажется, придумала. Ведь Королевство находится на острове. А чтобы узнать, на чём мы туда отправимся, надо выполнить первое задание.
Только умным, только ловким
Разгадать головоломку.
Ты по клеточкам шагай,
Что там скрыто, угадай.
III. Выполнение заданий
1-е задание. Графический диктант.
(Дети выполняют задание в тетрадях.)
Воспитатель. Что у нас получилось? (Корабль)
– Наше путешествие начинается. Корабль готов к отплытию. (Звучит аудиозапись «Звуки моря.)
– Мы приплыли на остров Математики. Выходите на берег. Нас встречают стражники Королевства, чтобы попасть в него, надо выполнить второе задание.
2-е задание. Отвечать на вопросы.
Стражник.
– Какое число больше 8, но меньше 10?
– Сколько дней в неделе?
– Сколько лап у двух собак?
– Сколько ушей у двух кошек?
– Сколько на неделе выходных?
– Сколько пальцев на двух руках?
– Сколько глаз у светофора?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Королевство.
– Ой, ребята, посмотрите! (Воспитатель обращает внимание детей на цифры, разложенные на столике.) Что же наделали пираты! Все цифры перепутали! Надо помочь каждой цифре занять своё место. Возьмите по одной цифре и по команде постройтесь друг за другом по порядку, начиная от 1 до 10.
3-е задание. Устный счет.
– Разложите цифры по порядку, начиная с самого маленького числа. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.)
– А теперь назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.)
– Назови соседей числа 6. (5 и 7)
– Назови число, которое находится между числами 3 и 5;
– между числами 7 и 9;
– между числами 2 и 3;
– назови число, которое больше 8 на 1;
– меньше 6 на 2;
– назови соседей числа 7.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданием. Все цифры на своих местах!
– А теперь немного отдохнём.
Физминутка
Мы считали и устали, (шаги на месте)
Дружно все мы тихо встали, (встали, руки на поясе)
Ручками похлопали: 1, 2, 3. (хлопают)
Ножками потопали: 1, 2, 3. (топают)
Сели, встали, снова сели, (приседания)
Друг на друга посмотрели, (руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)
Мы немножко отдохнем, (шаги на месте)
И опять считать начнем.
Воспитатель. Нам с вами предстоит решить задачи, которые не смогли решить пираты. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей она состоит?
Дети. Условие. Вопрос. Решение. Ответ.
Воспитатель. Молодцы!
4-е задание. Решение задач.
Воспитатель. Составьте задачу, в которой будут такие числа: 6–1 =? (Дети составляют задачи.)
Например, «На полянке играло 6 зайчат. Вдруг 1 зайчонок убежал. Сколько зайчат осталось на полянке?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 6–1=5. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.)
Воспитатель. Сейчас внимательно послушайте задачу: «У ёжика было 6 яблок, 2 яблока он съел. Сколько яблок осталось у ёжика?»
– Скажите условие задачи.
– А какой вопрос к задаче?
– А теперь решим эту задачу.
– Какой ответ у задачи? (4)
2-я задача. На полянке у дубка белка увидела 3 грибка, А подальше у осин она нашла ещё один.
Воспитатель. Кто готов ответить нам, сколько белка нашла грибков?
– Есть ли условие у этой задачи?
– А какой вопрос? (Воспитатель пишет запись на доске: 3 + 1 = 4.)
– Посмотрите на запись, что обозначает знак «+»? (Что-то добавилось, прибавилось, чего-то стало больше.)
3-я задача.
Вот хромой идет жучок,
Он ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках теперь ползет жучок? (5)
(Воспитатель пишет запись на доске: 6 – 1 = 5.)
Воспитатель. Посмотрите на запись, что обозначает знак «–»? (Что-то убавилось, чего-то стало меньше.)
4-я задача.
5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
5-я задача.
Вот медведица идет,
Медвежат своих ведет.
Сколько здесь всего зверей?
Сосчитай-ка поскорей! (3)
(Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу».)
– Про ребят: 3+3=6.
– Про гусей: 7–2=5.
– Про котят: 7+3=10.
Воспитатель. Молодцы! Все задачи решили правильно! Ребята, пираты случайно разрушили дворец Принцессы Математики. Но у нас есть схема, по которой мы можем восстановить дворец. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит её дом.
Дети. Из треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов, овалов.
5-е задание. Построй дворец из геометрических фигур.
(Дети собирают дворец из геометрических фигур по схеме (схема на доске). По окончании работы дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы замечательные строители! Вы прекрасно справились со всеми заданиями: расставили цифры по порядку, решили правильно все задачи, восстановили разрушенный дворец. Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А домой мы попадем с помощью волшебного заклинания:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы вернулись в детский сад».
- IV. Итог занятия
Воспитатель. Мы вернулись в детский сад. Все наши приключения позади. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
– Что вам больше всего понравилось?
– Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?
– Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Вы были внимательными, сообразительными, настойчивыми. Справились со всеми трудностями и помогли Принцессе Математики.