Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Валиуллина Алина Рамилевна,
воспитатель высшей категории
детского сада №188 города Казани
Валитова Эльмира Рустемовна,
воспитатель первой категории
детского сада №188 города Казани
На сегодняшний день проблема семьи, семейного воспитания, взаимодействие семьи и образовательного учреждения является актуальным. Деятельность педагогов направленная на освоение новых форм взаимодействия с родителями – это важная задача, которая стоит перед ДОО в рамках модернизации системы образования.
Задачи, которые ставятся перед дошкольными учреждениями, требуют тесного взаимодействия с другими институтами общества, в первую очередь с семьей.
Все дошкольные учреждения проводят планомерную работу с родителями. Проблему вовлечения родителей в развитие детей можно рассматривать в 3 направлениях:
- Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная деятельность и работа по обмену опытом [1].
Данные направления могут реализоваться решением следующих задач:
— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
— объединение усилия для развития и воспитания детей;
— создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
— активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
— поддержка уверенности взрослых в собственных педагогических возможностях [2].
Принципами взаимодействия с родителями являются:
А) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Б) Индивидуальный подход. Приоритетом является человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить взрослого, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
В) Сотрудничество, а не наставничество. Эффективным способом является создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива.
Г) Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Д) Открытость детского сада для семьи [3].
Кроме традиционных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, также активно используются новые формы работы с родителями. Например, «Круглый стол», «Портфолио семейного успеха», тематические выставки, консультации специалистов, спортивные встречи, интеллектуальные игры для детей и родителей, семейные проекты или же конкурс семейных талантов.
С помощью данных форм взаимоотношения между педагогами дошкольного образования и родителями становятся партнерскими. Родители и воспитатели, совещаясь, организовывают мероприятие. Также, наиболее эффективной формой работы с семьями является наглядная пропаганда.
Совместная деятельность воспитателей и родителей помогает чувствовать спокойствие, придает уверенности воспитанникам. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, как и родители пытаются участвовать активнее в мероприятиях. Кроме того, если ребенок видит положительный контакт воспитателя и родителей, его взаимоотношение с педагогами тоже улучшится.
Список литературы:
- Пономарева Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования: коллект. моногр. / Л.И. Пономарева, М.А. Забоева ; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ЧГПУ, 2014. – С. 154-183.
- Рязанова Ю.С. Положение о внутренней оценке качества образования [электронный ресурс] URL: https://proshkolu.ru/org/117-732/file/6043938/ (дата обращения: 23.02.2024).
- Кирькина Л.Д. Принципы взаимодействия с родителями [электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/09/25/printsipy-vzaimodeystviya-s-roditelyami (дата обращения: 23.02.2024).