Особенности социальной адаптации у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности социальной адаптации у дошкольников

с тяжёлыми нарушениями речи

 

 

 

Александра МОШКОВА,

учитель-логопед

детского сада №286

г. Казани

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Показано проведение сравнительной характеристики социальной адаптации у дошкольников с речевыми нарушениями и у дошкольников с нормой с помощью исследования критериев социальной алаптации по  методике исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации Л.Ф.Баяновой, Т.Р.Мустафина.

Ключевые слова: социальная адаптация, тяжелые нарушения речи, адаптация, коммуникативные способности, дошкольники.

 

Социальная адаптация, являясь объектом социологического анализа, влечёт за собой активную деятельность, которая выполняет функции освоения новых условий среды и приобретение нового статуса. Социальная адаптация затрагивает множество областей адаптационной взаимосвязи и представляет собой важный компонент, который воздействует на сам процесс и итог этого явления [Александровский Ю.А, 2003 с.123].

На современном этапе учеными – исследователями изучено и собрано большое количество теоретического материала по проблеме социальной адаптации дошкольников [Бреслав, Г.М., 2008, с.41-47].

Трактование понятия «адаптация» осуществляется и рассматривается учёными на различных уровнях: биологический (Ф.З.Меерсон, Ч.Дарвин, У. Кеннон), психофизиологический (Е.П.Ильин, Б.Ф. Березин, Г.Селье), социально – психологический (Г.М.Андреева, М.В. Ромм, Л.П.Буева, А.В.Петровский) [Березин, Ф.Б., 2009, с.19].

Вопрос изучения социальной адаптации имеет широкий спектр освещения в научных трудах. Проблема социальной адаптации решается в исследованиях Д.А.Андреевой, А.Г.Асмолова, И.К.Кряжевой, С.А.Ларионовой, А.В. Петровского, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Эриксона [Балл, Г.А., 2008, с.56-64].

Следует подчеркнуть неимение целостной концепции социальной адаптации и её теоретический модели. Концепции социальной адаптации разрабатывались многими как отечественными, так и зарубежными психологами [Александровский Ю.А, 2003 с.123].

Всевозможные способы обращения к определению социальной адаптации подтверждают то, что данное понятие рассматривается исследователями с акцентированием на сущностные характеристики. Г.Айзенк, Р.Хэнки, Б.Скинер в области необихевиористических концепций рассматривают социальную адаптацию как стратегию, с помощью которой личность или группа людей добирается до состояния социального баланса в смысле устранения переживательных реакций на конфликт со средовыми условиями [Балл Г.А., 2008, с.56-64].

Э.Толлин, К.Халл детально изучали механизм выстраивания новых видов адаптивного и целесообразного поведения, опираясь на представления о содружестве среды и организма, а также на формирование подкрепляемых навыков с помощью когнитивного восприятия или «редукции потребностей» [Баньщикова, Т.Н., 2004, с.221].

По итогам изучения характеристики феномена социальной адаптации психолого – педагогических исследований была проведена экспериментальная деятельность  по изучению социальной адаптации у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями проводилась на базе: детских садов №55, №362, №62, № 291, № 286 г. Казани.

В исследовании приняли участие 76 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в соответствии с возрастной нормой (39 девочек, 37 мальчиков) и дошкольники, имеющие речевые нарушения в количестве 41 человек (17 девочек, 24 мальчика). Все дошкольники посещают детские сады.

В таблице 1 приведены сравнительные данные социальной адаптации у дошкольников с возрастной нормой и с речевыми нарушениями.

Сравнительная характеристика социальной адаптации у дошкольников с речевыми нарушениями и у дошкольников с нормой.

Таблица 1

  Дошкольники с нарушениями речи

(n=41)

Дошкольники без нарушений речи

(n=76)

   
 

 

M SD M SD T (117) P
Шкалы  
Культурная конгруэнтность (гигиена) 34,19 8,32 39,80 10,05 3,04 <001
Культурная конгруэнтность (самоконтроль) 29,68 5,30 33,63 7,30 3,05 <001
Отношение ко взрослому 2,12 0,67 2,51 0,55 3,35 <001
Отношения со сверстниками 2,12 0,64 2,47 0,57 3,36 <001
Свободная деятельность (ребёнок  сверстник) 53,14 20,33 63,35 11,24 3,16 <001

 

Исходя из данных, представленных в таблице 1 можно сделать следующий анализ. По методике исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации Л.Ф.Баяновой, Т.Р.Мустафина у дошкольников с речевым недоразвитием по шкале «Самообслуживание, гигиена» среднее значение ниже (M = 34,19), чем у дошкольников с речевым развитием, протекающим в соответствии с возрастом (М =39,80). Данный критерий позволяет определить соответствие ребёнка определённым правилам, которые направлены на поддерживание гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Данный свод правил оказывается наиболее быстро транслируемым взрослыми детям, как показывают исследовательские наблюдения. Но не все дошкольники способны успешно их усваивать, именно это и требует дифференциацию оценивания детей по данному критерию. По полученным количественным данным мы можем это проследить, что дошкольникам, имеющим дефекты речевого развития даётся это сложнее, чем детям, развивающимся в норме. Детям выдвигаются ежедневные систематические требования в виде определённых правил, которые требуют аккуратности, опрятности и навыков самообслуживания. Дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи, исходя из результатов проведения исследования, овладеть данной системой бывает затруднительно, дети медленно осваивают и привыкают к предъявляемым требованиям. Эти требования выступают компонентами культуры, которые детям прививаются взрослым окружением в процессе социального и коммуникативного взаимодействия. Данный фактор включает в себя выработку несложных в выполнении навыков, которые повторяются в стандартных ситуациях, эти навыки на начальных этапах усвоения затруднены у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Соответствие своду определённых требований, входящих в данный фактор, отрабатывается в результате выполнения упражнений, именно поэтому соответствие правилам самообслуживания зависит от того, на сколько социальная ситуация взаимодействия со взрослым влияет на выработку навыков самообслуживания.

По шкале «Самоконтроль» у дошкольников с речевым недоразвитием среднее значение ниже (M=29,68), чем у дошкольников с нормой речевого развития (M=33,63). Данный критерий свидетельствует об ограничении импульсивности ребёнка, о способности внутреннего контроля самостоятельных действий, которые направлены на выполнение определенных правил. По результатам можно увидеть, что у дошкольников с речевыми нарушениями этот процесс более затруднителен, чем у дошкольников с возрастной речевой нормой. Это объясняется тем, что самоконтроль, с одной стороны, связан с возникновением соподчинения мотивов, а с другой стороны, соотносится с началом становления произвольных форм поведения, что затруднительно у дошкольников с ТНР. У детей преобладают импульсивные действия над контролируемыми.

По результатам диагностики коммуникативных способностей у детей было выявлено, что у дошкольников с ТНР среднее значение ниже (M=2,12), чем у детей с возрастной нормой речевого развития (M=2,51). Целью данной диагностики является определение «Понимания ребенком задач, которые предъявляет взрослый» в разных ситуациях их взаимодействия. По результатам стоит отметить, что дошкольники с речевыми нарушениями распознают не все ситуации взаимодействия, а также им недоступны некоторые задачи, которые предъявляет им взрослый. Поведение данной категории детей зачастую не соответствует определённым правилам ситуации. У детей отсутствует чёткое представление об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослым.

По критерию «Понимание ребёнком состояния сверстников» у дошкольников с нарушениями речи среднее значение ниже (M=2,12), чем у дошкольников с нормой речевого развития (M=2,47). Следует сделать вывод, что дошкольники с нарушениями речи не всегда могут различать эмоциональное состояние своих сверстников, что зачастую приводит к затруднениям общения между ними. Детям труднодоступны чёткие представления о социально приемлемых действиях при общении со своими сверстниками/

Опросник Самохваловой для определения «Свободной деятельности ребёнок – сверстник» показал, что у дошкольников с речевыми нарушениями среднее значение ниже (M=53,14), чем у дошкольников с нормой речевого развития (M=63,35). Это свидетельствует о том, что дошкольники с нарушениями речи тяжёлой степени не всегда способны оказать помощь сверстнику и принять помощь от сверстника, когда это необходимо. Зачастую детям недоступно планирование общения, они не могут действовать адекватно ситуации и улаживать конфликты. Детям также может быть недоступно признание своих ошибок и их детальный анализ, поэтому это сказывается на круге общения этих детей, который становится скудным.

Таким образом, были определены и проанализированы коммуникативные трудности детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, рассмотрены критерии эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников с речевым недоразвитием, выявлена культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации. Исходя из выявленных трудностей была разработана коррекционно – развивающая программа по формированию социальной адаптации у дошкольников, имеющих речевые нарушения, адаптированная для воспитателей дошкольных групп, психологов, логопедов и родителей.

 

Список литературы

  1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю.А. Александровский. – М. : Наука, 2003. –с. 123
  2. Балл Г.А. Понятия адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Журн. Вопросы психологии. – 2008. – №1. – С. 56–64.
  3. Баньщикова Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе в работе с педагогическим коллективом [Текст] / Т.Н. Баньщикова Ю.П. Ветров, Н.П.Клушина. – М. : Книголюб, 2004.-с.21
  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. – М. : Просвещение, 2009. –с.19
  5. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] / Г.М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. –2008. – № 1. – С. 41– 47.
  6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс [Текст] /А.Я.Варга. – С – Пб. : Речь, 2005. – 342 с.
  7. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. – М. : Педобщество, 2011. – 295 с. 96
  8. Волковская, Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи / Волковская Т.Н. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – 2010. — №3. – с.51-60
  9. Галанов Е.Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / Е.Н.Галанов. – М. : Аркти, 2011. – 96 с.
  10. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Педагогика, 2004. – 312 с.