Особенности развития координации движений у учащихся младших классов при занятиях баскетболом

Фархад ЗАЙНУЛЛИН,

учитель физической культуры I квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Что бы жить в современном мире необходимо постоянно двигаться, ведь движение – это жизнь.

Для решения этой задачи наиболее эффективными средствами являются в первую очередь, спортивные игры. Баскетбол один из видов спортивных игр. Наряду из многообразия задач которые нужно решать при обучении в баскетбол, одним из основных аспектов является координация движения школьника. В процессе анализа школьных программ по физической культуре мы не обнаружили программы, где уделялось значительное внимание для решения данной способности.

Знания уровня обучаемости и овладения данной способностью позволит учителям подбирать и использовать на уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Целью нашей работы является изучения уровня обучаемости учащихся младших классов элементам баскетбола.

Исследования проводились в течение 2021/2022 учебного года на базе средней школы №171 г. Казани с углубленным изучением отдельных предметов  совместно с учителем физической культуры И.А.Хусаиновым В исследовании принимали участия школьники двух классов. В период с октября по декабрь 2021 года все испытуемые школьники занимались по общепринятому плану. В конце декабря были составлены контрольная и экспериментальная группы и проведено первое тестирование. В каждой группе было по 23 ученика.

Тестирование заключалось в повторении нескольких упражнений на координацию движений. Упражнения выполнялись по 30 секунд в 3 подхода.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятому учебному плану Экспериментальной группа занималась по нашей методике; которая заключалась в подробном изучении упражнений для развития координационных способностей и детальное устранение ошибок при выполнении школьниками упражнений. После педагогического эксперимента, который длился с декабря 2021 по февраль 2023 года для оценки эффективности педагогического воздействия было проведено повторное тестирование.

В результате нашего исследования  было выявлено, что качество выполнения упражнений, было выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Показатели испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у лиц контрольной группы. По выигранным спаррингам в парах (19 выиграно экспериментальной группой. 4 контрольной группой), так и по проценту ошибок при выполнении упражнений (соотношение ошибок снизилось в экспериментальной группе с 60,2% до 27,9%, в контрольной с 64,3% до 50.6%). Исходя из этого, можно сказать, что наша методика для обучения элементам баскетбола является более эффективной, так как показатели выше и статистически достоверны.

Комплекс упражнений

Упражнения для развития координации:

  1. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130 градусов с ведением одного или двух мячей.
  2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5-6 метров, кувырок вперёд с мячом в руках и вновь рывок.
  3. Стоя на полу. Вам понадобится в каждую руку по теннисному мячу. Задача подкидывать мячи вверх и при этом ловить их снова. Усложнить задачу можно, подкидывая оба мяча одновременно. Как только вы наловчитесь подкидывать оба мяча и ловить их той рукой, которая делала бросок, приступайте к усложненной версии упражнения. Выполните тоже самое движение, но поймать мяч следует другой рукой, накрест расположив руки.
  4. Игра в «пятнашки» в парах, тройках с ведением мяча каждым игроком.

Упражнения для одновременного развития координации и быстроты:

  1. Ускорения в сочетании с действиями с баскетбольным мячом.
  2. Ускорения в сочетании с кувырками (кувырки на матах).
  3. Ускорения в сочетании с прыжками через скамейку.
  4. Ускорения в сочетании с прыжками через скакалку.