Особенности работы с одаренными детьми

Наиля КАШАПОВА,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

гимназии №184 г. Казани

 

Нафис КАШАПОВ,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

гимназии №184 г.Казани

 

В современном мире проблема одаренности занимает важное место и становится все более обсуждаемой. Причиной тому служит, прежде всего, потребность общества в активных людях, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования.

В нашей работе за основу принято следующее определение одаренности: «Одаренность – наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями» [Немов 2003: 254].

Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями учащихся. Методы и формы работы с одаренными детьми должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для этого подходит технология дифференциации и индивидуализации. Работая с одаренными детьми, учителям следует определять для себя цели, задачи и содержание работы, а также составлять перспективный план работы индивидуальных занятий с ребенком.

Одаренных детей нужно направлять. Учить добывать информацию, учить работать по алгоритмам. Учитель должен строить урок так, чтобы на нем дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечивать мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке.

Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в различных областях.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым предметом, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки.

В нашей гимназии немало детей, которые нас радуют, приятно удивляют интеллектом и творческими способностями. Мы стараемся вовремя увидеть их, а затем поддержать и развить, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Творческие конкурсы всегда были увлекательным мероприятием, где можно показать не только свои знания, но и таланты. А в последние годы конкурс мастерства как чемпионат «Профессионалы» тоже стал мотивировать обучающихся к новым победам. Ведь каждый ребенок умен и талантлив по-своему. А наша задача увидеть это, подбодрить и помочь реализоваться.

Итак, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем они превратились в достижения.