Особенности организации процесса обучения в начальных классах для детей с ОВЗ

 

Елена ВАСЯЧКИНА

учитель начальных классов Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Процесс обучения в начальных классах играет основополагающую роль, результаты которого повлияют на дальнейшее обучение и на жизнь ученика. Именно в этот период жизни закладывается понятие о системе обучения, о поведении в стенах школы, правилах коммуникации и внедрении в общество. Здесь же происходит развитие личностных и регулятивных сфер, умения организовывать образовательную деятельность самостоятельно.

Для достижения выше обозначенных целей необходимо внедрять в программу физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание. Это обеспечивается за счёт применения различных элементов обучения: здоровьесберегающих технологий, следования стандартам ФГОС, внедрения современных технологий – интерактивные игры, презентации – в сочетании с классическими методами: творческие самостоятельные выступления, разыгрывание сценок, работа с предметами, отвечающими за развитие моторики рук и т.д.

Так, для воспитания коллективного духа можно устраивать игры с разделением на команды и возможностью выбрать лидера в каждой группе. Распределить задания между каждым из участников команды так, чтобы отдельно взятый учащийся чувствовал, как свою индивидуальную значимость, так и имел возможность обсудить и советоваться со своими одноклассниками. Это порождает атмосферу доверия, взаимопомощи.

Даже самые примитивные формы здоровьесберегающих технологий – физкультминутки формируют представление о значимости здоровья, физической активности и умения переключаться из одного процесса в другой. Применяемые в рамках той или иной темы, они так же обеспечивают разнообразие материала и способов его подачи. Например, на уроках математики можно выбрать физкультминутки, связанные с исчислениями, повторениями цифр или фигур, или даже терминов.

Наряду с спортом идёт гигиена, знания о которой должны закладываться в раннем возрасте. Здесь на помощь могут прийти видеоролики, мультфильмы или даже небольшие постановки, в которых участвуют сами дети. Адаптированный вариант «Мойдодыра» или тематическая сцена из более современного мультипликационного фильма вызовет больше энтузиазма, чем просто лекции о важности мытья рук.

Немаловажными являются знания, связанные с правами человека и наказаниями, наступающими вслед за тем или иным поведением. В рамках этой темы можно провести урок-беседу с обсуждением правил поведения в школе и вне её стен, предложить оценить те или иные модели поведения. Возможность организовать экскурсию с целью наблюдения за происходящим вне школы с дальнейшим анализом полученных сведений позволит воспринять информацию не только теоретически, но и восполнит запас практического опыта.

Удовлетворение вышеописанных потребностей приведёт к возможности работы уже и над социальными, морально-духовными задачами. Роль семьи, воспитание детей, помощь старшему поколению, развитие творчества и формы восприятия окружающего мира реализуются только при наличии твердого фундамента, создаваемого предыдущими элементами процесса обучения в начальных классах детей с ОВЗ.