Особенности музыкального воспитания учащихся с ограниченными возможностями
Гульсиня АЙСИНА,
учитель музыки Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ
Уроки музыки представляют собой благоприятную обстановку для развития навыков социализации, для проявления творческих способностей и расширения кругозора. Будучи активно распространённым хобби, прослушивание музыки подростками становится ежедневным действием. Это позволяет им внедряться в мини-группы по общности вкусов и нередко способствует формированию мировоззрения. Можно отметить также, что музыка зачастую заменяет подростку контакты с окружающим его миром, так как прямое взаимодействие со сверстниками даются с трудом. Общепризнано и положительное влияние музыки на физическое и эмоциональное состояние человека. Так, музыка станет отличным инструментом в организации работы с детьми с ОВЗ.
В рамках урока учитель может обеспечить активное взаимодействие учащихся, заметить и активно развивать творческие задатки обучающихся и приобщать к работе в коллективе при подготовке к концерту или иному мероприятию такого формата. При этом педагог выполняет следующие задачи:
– формирование представления у обучающихся о музыкальных жанрах и направлениях;
– проработка чувства ритма, лада;
– выполнение ритмичных движений;
– координацию тела: движения, мимика;
– выявление вокальных навыков;
– развитие музыкальной памяти.
Важная часть уроков музыки в рамках образовательной программы школы-интернат для детей с ОВЗ – это работа над композициями, представляющими собой сочетание музыки и поэтического текста. Здесь формируется представление о прекрасном, о рифме, сочетании звуков; формируются новые понятия и визуализируются образы. Сюда же можно отнести и работу над произношением, выразительностью. Работа с дикцией считается одним из самых положительных сторон музыкального составляющего образовательной программы.
Музыкальную терапию так же можно внедрить в работу в рамках арт-терапии. Это будет способствовать урегулированию психоэмоционального состояния обучающихся, проследить изменение настроений. Как отмечал российский психолог Л.С.Выготский, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, прослушивание музыки приводит к разрядке нервной энергии, её трансформацию из негативной в положительную, что способствует улучшению мозговой деятельности и качественному восприятию материала ученика в процессе получения знаний.