Основные направления логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
№166
Людмила ГОЛУБЕВА,
старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 402 г. Казани
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи происходит при целенаправленной логопедической работе по звуковой коррекции и фонематическому недоразвитию речи. В систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста входит коррекция речевого дефекта и подготовка к обучению грамоте.
К основным задачам коррекционного обучения относятся:
– формирование произношения звуков;
– развитие фонематического слуха;
– подготовка к обучению грамоте.
Кроме этого коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи охватывает установленный круг знаний об окружающем мире и необходимый словарный объем, которые ребенок должен усвоить на определенном возрастном этапе.
При осуществлении работы по коррекционному обучению дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи учитель-логопед должен учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме. Работа учителя-логопеда начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков, таких как: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м], [н], [н], [п], [п], [т], [к], [к], [х], [х], [ф], [ф], [в], [в], [л], [й], [б], [д], [г],[ г]. В процессе работы нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен, так как зачастую многие звуки в речевом потоке ребенок произносит недостаточно отчетливо, с плохой артикуляцией, смешивает звуки между собой или заменяет их. Далее в определенной последовательности в коррекционную работу подсоединяют уже поставленные звуки. Во время развития произношения звуков у дошкольников вырабатывается внимание к ее звуковой стороне. Учитель-логопед, исправляя произношения звуков, учит дошкольников внимательно вслушиваться в речь, находить отличия и отображать отдельные элементы речи, сохранять в памяти звук, который, уметь слышать воспроизведение своей речи и уметь исправлять свои ошибки.
Вместе с упражнениями, которые закрепляют поставленные звуки, учитель-логопед понемногу вводит задания на дифференциацию звуков по признакам: глухие и звонкие ([п]-[б], [к]-[г]), свистящие и шипящие ([с]-[ш]), фрикативные и аффрикаты ([с]-[ц]), плавные и вибранты ([р]-[л]), мягкие и твердые ([с]-[с]).Дифференциации звуков во всей логопедической коррекционной работе отводится большое внимание. Звук, который ребенок стал произносить правильно, сравнивается на слух со всеми звуками близкими по артикуляции. Это первый этап дифференциации. Впоследствии учитель-логопед производит дифференциацию на слух и на произношение, это так называемый второй этап дифференциации.
Такая последовательность коррекционной работы учителя-логопеда дает возможность, как можно раньше вносить упражнения в различении звуков, а это в свою очередь способствует появлению в речи дошкольников новых звуков и немало важно для второго этапа работы над дифференциацией. И только тогда, когда слуховой контроль развит, это этап завершится быстрее. И благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее.
Учитель-логопед обращает внимание детей артикуляцию звуков при первичной постановки. Индивидуальные приемы коррекции определяются и внедряются в работу в зависимости от строения и функции артикуляционного аппарата. Во время закрепления артикуляции происходит последовательность от более благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной. Учителем-логопедом учитывается:
– отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
– звуки, которые дети смешивают в речи, отрабатываются поэтапно;
– закрепляют изученные звуки в процессе дифференциации всех похожих звуков.
С целью воспитания внимания к звукопроизношению и фонематическому восприятию в обучении используются упражнения, условно которые можно разделить на две группы. Первая группа заданий направлена на восприятие речи и упражнения выполняются при помощи действий и показа разнообразных картинок. Такие упражнения особенно нужны в самом начале обучения, когда активный словарь дошкольников очень маленький.
Следующая группа заданий предназначена для правильного восприятия лексического материала и его воспроизведения. К таким упражнениям относится различный речевой материал, который необходим для закрепления правильного звукопроизношения.
Весь необходимый материал, для того, чтобы иметь возможность закреплять правильное воспроизведение звуков учитель-логопед подбирает так, чтобы он способствовал полноценному развитию речи дошкольника.
Вначале процесса обучения учитель-логопед должен опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Поэтому учитель-логопед на каждом занятии дает детям задания для подготовки дошкольников к анализу звукового состава слова. В первую очередь учитель-логопед привлекает внимание детей к отдельным звукам и звукам в составе слова. Затем ребенка подводят к усвоению навыков полного звукового анализа простейших односложных слов.
Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и формами анализа. Подготовительный этап к анализу включает в себя такие разделы:
– выделение первого ударного гласного звука в начале слова. Учитель-логопед дает детям первоначальные сведения, которые говорят о том, что звуки располагаются в определенной последовательности;
– выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах;
– овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов, таких как -ша, а также односложных слов типа -кот.
В ходе овладения дошкольниками этими навыками учитель-логопед включает во фронтальные занятия как можно больше упражнений, которые сочетают в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Такая работа помогает учителю-логопеду быстро вводить в речь поставленные звуки.
После овладения звуковым анализом и синтезом, изучением для детей становится слово. Учитель-логопед учит дошкольников делить слова на слоги и использует для этого схему. Дошкольники овладевают полным звукослоговым анализом слов. Впоследствии осуществляется работа без помощи схемы. Параллельно учитель-логопед проводит задания на преобразование слов, когда один звук заменяется другим, дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» согласные звуки.
Когда дошкольник овладеет новыми звуками, то его начинают знакомить со словами, которые могут изменяться по падежам, роду, числам и времени действия.
Параллельно учитель-логопед вводит в коррекционную работу задания, когда ребенок должен составить предложение по опорным словами по демонстрации действий. Далее в работу включаются упражнения в пересказе, заучивание текстов, составление рассказов по картине и серии картин.
Используя в своей коррекционной работе многочисленные упражнения на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи учитель-логопед подготавливает дошкольников к овладению чтением.
Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. Ребенок проводит анализ и после этого складывает слово из букв. Учитель-логопед при обучении дошкольника чтению должен добиваться от ребенка чтения слов по слогам, так у ребенка воспитывается навык одновременного восприятия нескольких букв. Учителю-логопеду необходимо следить за тем, чтобы дошкольники понимали прочитанные слова, а в последствие и предложения.
Обучение дошкольников чтению тесно связано с обучением письму. Большое значение уделяется упражнениям на преобразование слов.
В процессе коррекционно-логопедической работы дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учатся правильно произносить и различать фонемы родного языка, осознанному звуковому анализу и синтезу слов, овладевают навыками сознательного послогового чтения и письма простых слов, предложений и коротких текстов.
Таким образом, система коррекционных мероприятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность преодолеть речевые недостатки ребенка и подготовить его к усвоению программы общеобразовательной школы.