Осенние листочки
(Интегрированное занятие в старшей группе)
Алия ВАЛИЕВА,
воспитатель детского сада 146 г. Казани
Задачи:
– прививать детям интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе;
– уточнить представления об осени, признаках осени (листопад, холод, листья опали с деревьев);
– учить отмечать погодные условия; учить различать осеннюю одежду, способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимания, речь общую моторику;
– воспитывать эстетические чувства по отношению к красоте осенней природы;
– закрепить знания детей о цветовой гамме;
– развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Развивать умение видеть красоту природы, любоваться ею.
Образовательные задачи:
– познакомить с явлением природы: холодно, листопад, дождливая погода;
– закреплять навык рисования методом примакивания.
Предварительная работа. Наблюдение за осенней природой, рассматривание, сбор разноцветных осенних листьев, иллюстраций посвященных осени, чтение стихов. Проведение дидактической игры с осенними листочками «Сложи узор».
Материалы и оборудование: бумбокс с аудиозаписью «Осень», мольберт, листы бумаги с силуэтом дерева, гуашь, ватные палочки, салфетки, картина «Осенний пейзаж».
Методы и приемы:
словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя, указания, напоминание, диалог, оценка качества работы;
наглядные: рассматривание картины, показ способа рисования;
практические: закрепление метода примакивания;
игровые: сюрпризный момент, упражнение «Листочки».
Словарная работа: листопад, шуршат, дождь.
Ход НОД
Приветствие.
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!
Дети. Здравствуйте! Исәнмесез! (Дети садятся полукругом на стульчике в игровой зоне. Под музыку в группу входит воспитатель в костюме Осени, кружится, танцует.)
Осень. Здравствуйте, ребята, я сегодня нарядилась в костюм Осени, посмотрите, какая я красивая, нарядная, какое у меня красивое платье! Я вам нравлюсь? (Сажусь на стул рядом с мольбертом.)
Осень. Я принесла вам не только красивые карточки про осень, но и увлекательные игры, лепбуки про осень. Будем одевать детей по погоде, и по сезонным изменениям.
Воспитатель. Спасибо тебе, Матушка-Осень.
– Какое время года здесь изображено?
Дети. Это осень.
Воспитатель. А давайте поскорее посмотрим, какие картинки и игры принесла «Осень»!
Дети! Посмотрите, какие деревья стоят красивые, листочки на них стали жёлтые и красные. А раскрасила их в такие цвета Осень-художница. Покажите, на каком дереве жёлтые листочки? А на каком дереве красные листочки? Осенью листья опадают с деревьев, они тихо кружатся и ложатся на землю. А когда падает много листочков, это явление называется листопад.
Воспитатель. Как называется это явление?
Дети, повторите! Листочки ложатся на землю лёгким разноцветным ковром и когда мы идём по сухим осенним листьям, они шуршат под ногами: — ш-ш-ш.
– Что листья делают?
– Дети, как, шуршат листья? (Ш-Ш-Ш)
– Инсаф, как шуршат листья? (Ш-Ш-Ш)
– Давайте все вместе повторим: шуршат ш-ш-ш. Молодцы!
Осень. Вот пока мы шуршали проснулись мои друзья – листочки. Они хотят с вами повеселиться. (Дети играют с листьями.)
– Мы – листики осенние на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели, полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Осень. Полетели листочки за мной! (Встают полукругом.)
Воспитатель. Ребята, сейчас в лесу все листья облетели, стало холодно, скучно, птички не поют. А я люблю, чтобы вокруг было красиво и я знаю, что вы сможете мне помочь. Давайте превратимся в художников и подарим деревьям красивые листочки. Нарядим их в красивые платья.
– Посмотрите, как я буду наряжать своё дерево. Я сначала наряжу дерево в жёлтые листочки, а сейчас добавлю красных листочков. Вот подул ветер, и листочки полетели и упали на землю. Посмотрите сколько у меня разных листочков, какой листопад получился! А перед тем как садится, мы свами поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика. Осень в гости к нам пришла.
Осень, осень к нам пришла, (шагаем пальчиками по столу)
Дождь и ветер принесла (стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят (трем ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас вы будете наряжать свои деревья! Можете садится на свои места. (Включаю музыку и раздаю подписанные листы.)
– Варвара, посмотри, у тебя вот здесь листочков мало, дорисуй ещё. У Насти, листочки сейчас полетят и упадут на землю. Вот какие красивые деревья у нас получились.
Молодцы, ребята! (Убираю рисунки.) С таким листопадом я не буду скучать и всем зверятам в лесу про вас расскажу.
– Ребята, в кого я сегодня наряжалась? (В матушку-Осень.)
– Что мы с вами делали? (Играли, рисовали.)
Осень. Но я пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вам гостинцы. Яблочки из леса. Кушайте на здоровье! До свидания!