Осень
(Индивидуальное коррекционное занятие с детьми ОВЗ)
Наиля НАСИБУЛЛИНА, Марина ИВАНОВА,
воспитатели I квалификационной категории детского сада №407 г. Казани
Цель: обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень».
Задачи:
– познакомить детей с признаками осени;
– обогащать и активизировать словарный запас;
– закреплять умения обследовать и анализировать предметы по их признакам;
– развитие зрительного внимания, восприятия, мышления;
– формирование понятия такой же;
– формировать эмоциональный контакт;
– развивать коммуникативные навыки;
– развивать мелкую и общую моторику;
– побуждать к жестам и речевым вокализациям;
– развитие саморегуляции, усидчивости;
– воспитывать интерес к совместной деятельности, игре.
Оборудование: белочка, листья (красные, желтые, зеленые, большие и маленькие), тарелки (красные, желтые, зеленые), иллюстрации на тему «В огороде» муляжи овощей разной величины (большие и маленькие), корзины (большие и маленькие), картинка дождик и солнышко, палочки, игра-шнуровка «Запасы на зиму».
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди), рассматривание картинок на осеннюю тему.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Воспитатель. Кто сегодня к нам пришел в гости?
Белочка. Давай с ней поздороваемся (машем рукой в знак приветствия, ребенок подражает или берем его руку и машем)
- II. Основная часть
- Упражнение «Разложи листья».
Воспитатель. Наступила осень.
Подул сильный ветер (дуем имитируя ветер) и сорвал с деревьев листочки.
Мы –листочки. (качаем руками)
Мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Полетать мы захотели, (бежим тихонько)
Ветер дунул-полетели.
И на землю тихо сели. (садимся тихонько на корточки)
Воспитатель (раскладывает листья на столе). Какое время года наступило? (Осень) Подул сильный ветер и с деревьев полетели … что? (Листочки) Какие красивые листья! (Любуемся) Какого они цвета? (Это красный листок, это желтый, это зеленый.) Все эти листья разноцветные, потому что осенью они меняют свой цвет. А еще у меня есть такие же разноцветные тарелки (красный, желтый и зеленый). В зеленую тарелку мы положим зеленые листья, в желтую тарелку – желтые листья, в красную тарелку – красные листья. Разложи листья в тарелки.
- Упражнение «Найди лишний»
(Перед ребенком выкладываются листья, объединённые по какому-то признаку, по величине, по цвету, один из них не обладает таким признаком и является лишним.)
Воспитатель. Посмотри на листья, и скажи что лишнее? (Ребенок называет что лишнее.) Почему? (Потому что листья все красные, а этот зеленый.) Что лишнее? (Ребенок называет что лишнее.) Почему? (Потому что листья все большие, а этот маленький.)
- Упражнение «Большие и маленькие овощи».
Воспитатель. (Рассматривание иллюстраций «В огороде».) Осенью люди собирают в огороде урожай. На грядке растет много разных овощей. Они собирают их и кладут в корзинки. Давай и мы потрудимся. Соберем большие овощи в большую корзинку, а маленькие – в маленькую корзинку.
- Упражнение «Продолжи ряд».
(Воспитатель на магнитной доске выкладывает ряд: капуста, морковь, морковь, капуста, капуста. Затем на стол ставит контейнер с плоскостными изображениями капусты и морковок.)
Воспитатель. Назови овощи. Я буду показывать овощи. Ты будешь называть.
Ребёнок. Капуста, морковь, морковь, капуста, капуста.
Воспитатель. Продолжи ряд. Выложи овощи, как я.
- Упражнение «Капли дождя».
Воспитатель. Осенью часто идет дождик. Капли сильно стучат по крышам и по дороге. (Показывает картинку дождь.) Дождик состоит из капель. Давай превратимся в капли.
Капля раз, капля два, очень медленно сперва. (прыжки на двух носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (бег)
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом)
Белочка боится попасть под дождь. У меня есть зонты. Они разные. Это большой зонт, а это маленький зонт. Какой зонт мы дадим белочке, большой или маленький? (Белочке даем большой зонт.) Давай попробуем поменять зонты. Дадим белочке маленький зонт. Сможет ли белка спрятаться под маленьким зонтом от дождя? (Нет.)
Вдруг пошел дождь и начал тихо стучать по зонту белочки, а потом сильно и громко. (Взять палочки и ими отстукивать тихий и громкий звук.)
- Упражнение «Солнышко».
Воспитатель (показывает картинку солнце). Это солнце. Осенью оно играет с нами в прятки. То появится, то спрячется. Сегодня солнышко решило поиграть с тобой. Оно будет появляться там, где я скажу, а ты следи за ним.
Посмотри вперед. Солнышко впереди.
Посмотри назад. Солнышко сзади.
Посмотри, солнышко спряталась от нас за тучку. (Закрываю солнышко тучкой.) А теперь подул ветерок и туча начала улетать. (Тихо дуем на тучу.) Ветер подул еще сильнее и туча улетела. (Сильно дуем на тучу.) Так бывает осенью.
- Упражнение «Запасы на зиму».
Воспитатель. Осенью после дождя, вырастают грибы. Белочка очень любит кушать грибы и просит нам помочь сделать припасы на зиму. Посмотри, у меня на столе лежат разные предметы. Нам нужно найти только грибы, мы будем нанизывать их на веревочку.
III. Заключительная часть
Воспитатель. У тебя сегодня все очень хорошо получилось. Ты сегодня молодец. (Взрослый обхватывает руки ребенка и хлопает в ладоши.)