Организация проектной деятельности в начальной школе
Рушания ШАФИГУЛЛИНА,
учитель начальных классов Уруссинской начальной школы №1 Ютазинского района
ФГОС нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная работа закладывает и формирует те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию. Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
– Способствовать творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
– Уметь работать в команде и обладать навыками общения.
– Эффективно использовать знания в реальной жизни.
– Компьютерная грамотность.
– Планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.
Памятка для ученика начальной школы по созданию творческого проекта
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
– установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.);
– поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.);
– наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.);
– выбрать способы решения задач на каждом этапе;
– определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
- Выбор темы
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Формулировка темы проекта
Примеры тем: «Любимое число», «История моего края», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
- Определение цели проекта
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
- Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
- Высказать одну или несколько гипотез
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык»
- Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
- Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
- Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
- Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Задачи:
– изучить строение словаря;
– определить, когда и где можно использовать словарь;
– придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза. В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
- Работа с информацией
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём-либо.
А) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто-то о чём-то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.) К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
Б) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
– эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо;
– изучение источника исследования;
– опрос;
– интервью;
– поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.);
– анализ информации;
– наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой;
– мозговой штурм;
– фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова);
– анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления;
– синтез – это обобщение данных, добытых анализом;
– сравнение.
В) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Г) Вывод.
Вывод – это логический итог рассуждений, умозаключение.
- Защита проекта
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
Введение
Тема моего / нашего проекта … Цель моей / нашей работы … Задачи моего / нашего исследования: … Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: … Творческим продуктом будет … Моя / Наша работа актуальна, потому что … Наша гипотеза подтвердилась…
Пример выступления первоклассника с исследовательским проектом «Мой прадедушка – участник ВОВ»
«Здравствуйте! Будем знакомы. Я Нафиков Карим –ученик 1«А» класса Уруссинской НОШ №1. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию исследовательский проект: «Мой прадедушка-участник Великой отечественной войны».
Нам на классном часе сообщили, что собирают информацию для «Книги памяти» об участниках Великой Отечественной войны. Меня заинтересовало, а есть ли участник войны в нашей семье? Я спросил у мамы и бабушки. Они мне рассказали, показали фотографии о моем прадедушке Сахабиеве Зуфаре Кашафутдиновиче. Мне кажется, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше никогда такой войны снова. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Данная работа имеет большое значение в воспитании Гражданина и Патриота.
Я задался целью узнать как можно больше информации о прадедушке.
– Оценить знание одноклассников о ВОВ.
– Привлечь внимание ребят к памяти об участниках Великой Отечественной войны.
Я выдвинул гипотезу, память об участниках Великой Отечественной войны будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, участниках, и передавать это по наследству.
Я провел анкетирование среди одноклассников. Анкетирование показало, что ребята не все знают о ВОВ.
В анкетирование принимало участие 22 ученика.
Вопросы анкеты
- Знаете ли вы что такое ВОВ?
- Кто из ваших родственников участвовал в ВОВ?
- Знаете ли вы где воевали ваши родные?
- Хотели бы вы узнать больше о том времени?
Вот такие ответы дали ребята: (показывает на экран-слайд).
Знакомьтесь – мой прадедушка Сахабиев Зуфар Кашафутдинович.
Он родился 2 октября 1923 г., в селе Подгорный Мензилинского района. В семье было 6 детей. Отец был служащим, мать воспитывала детей и занималась хозяйством, были крестьянами средняками.
В 1941 году окончил Мензилинское педагогическое училище, до призыва в ряды Красной Армии работал учителем начальных классов.
При прохождении службы был курсантом, стрелком, наводчиком.
Демобилизован из Советской Армии 6 декабря 1945 года.
Когда настало мирное время, прадедушка вернулся к профессии учителя, был директором Старо-Уруссинской семилетней школы, директором кинотеатра «Восток». В 1985 году ушел на пенсию.
Про войну прадедушка рассказывал родным очень редко, потому что это были очень тяжелые воспоминания.
Скончался мой прадедушка в 1987 году, когда ему было 64 года. Я знаю о нем благодаря рассказам моей бабушки и мамы. Мы составили альбом-плакат о прадедушке. А также хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.
Проделав работу, я сделал вывод: пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Мы чтим память о тех, кто стоял у истоков нашей семьи. Для нас это свято! Спасибо за внимание!».
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект «Велосипед для здоровья человека” занял 1 место на поселковой научно-практической конференции «Культура. Интеллект. Наука» и стал лауреатом на республиканском конкурсе исследовательских проектов в г. Казань. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной, исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Проектная деятельность очень интересна для старших школьников и формирует многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности. Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации учителя; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий учениками; сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества обучения и воспитания.