Организация проектной деятельности в начальной школе

Рушания ШАФИГУЛЛИНА,

учитель начальных классов Уруссинской начальной школы №1 Ютазинского района

ФГОС нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная работа закладывает и формирует те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию. Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

– Способствовать творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

– Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

– Эффективно использовать знания в реальной жизни.

– Компьютерная грамотность.

– Планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.

Памятка для ученика начальной школы по созданию творческого  проекта

Разберёмся в значении некоторых слов:

Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

– установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.);

– поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.);

– наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.);

– выбрать способы решения задач на каждом этапе;

– определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

  1. Выбор темы

Тема предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  1. Формулировка темы проекта

Примеры тем: «Любимое число», «История моего края», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

  1. Определение цели проекта

Цель это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

  1. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

  1. Высказать одну или несколько гипотез

Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе и т.д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык»

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

изучить строение словаря;

определить, когда и где можно использовать словарь;

придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза. В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

  1. Работа с информацией

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём-либо.

А) Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто-то о чём-то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.) К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

Б) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо;

изучение источника исследования;

– опрос;

интервью;

поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.);

анализ информации;

наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой;

мозговой штурм;

фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова);

анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления;

синтез – это обобщение данных, добытых анализом;

сравнение.

В) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

Г) Вывод.

Вывод – это логический итог рассуждений, умозаключение.

  1. Защита проекта

Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта … Цель моей / нашей работы … Задачи моего / нашего исследования: … Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: … Творческим продуктом будет … Моя / Наша работа актуальна, потому что … Наша гипотеза подтвердилась…

Пример выступления первоклассника с исследовательским проектом «Мой прадедушка – участник ВОВ»

«Здравствуйте! Будем знакомы. Я Нафиков Карим –ученик 1«А» класса Уруссинской НОШ №1. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию  исследовательский проект: «Мой прадедушка-участник Великой отечественной войны».

Нам на классном часе сообщили, что собирают информацию для «Книги памяти» об участниках Великой Отечественной войны. Меня заинтересовало, а есть ли участник войны в нашей семье? Я спросил у мамы и бабушки. Они мне рассказали, показали фотографии о моем прадедушке Сахабиеве Зуфаре Кашафутдиновиче. Мне кажется, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше никогда такой войны снова. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Данная  работа имеет большое значение в воспитании Гражданина и Патриота.

Я задался целью узнать как можно больше информации о прадедушке.

– Оценить знание одноклассников  о ВОВ.

–  Привлечь внимание ребят к памяти об участниках Великой Отечественной войны.

Я выдвинул гипотезу, память об участниках Великой Отечественной войны будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, участниках, и передавать это по наследству.

Я провел анкетирование среди одноклассников. Анкетирование показало, что ребята не все знают о ВОВ.

В анкетирование принимало участие 22 ученика.

Вопросы анкеты

  1. Знаете ли вы что такое ВОВ?
  2. Кто из ваших родственников участвовал в ВОВ?
  3. Знаете ли вы где воевали ваши родные?
  4. Хотели бы вы узнать больше о том времени?

Вот такие ответы дали ребята: (показывает на экран-слайд).

Знакомьтесь – мой прадедушка Сахабиев Зуфар Кашафутдинович.

Он родился 2 октября 1923 г., в селе Подгорный Мензилинского района. В семье было 6 детей. Отец был служащим, мать воспитывала детей и занималась хозяйством, были крестьянами средняками.

В 1941 году окончил Мензилинское педагогическое училище, до призыва в ряды Красной Армии работал учителем начальных классов.

При прохождении службы был курсантом, стрелком, наводчиком.

Демобилизован из Советской Армии 6 декабря 1945 года.

Когда настало мирное время, прадедушка вернулся к профессии учителя, был директором Старо-Уруссинской семилетней школы, директором кинотеатра «Восток». В 1985 году ушел на пенсию.

Про войну прадедушка рассказывал родным очень редко, потому что это были очень тяжелые воспоминания.

Скончался мой прадедушка в 1987 году, когда ему было 64 года. Я знаю о нем благодаря рассказам моей бабушки и мамы. Мы составили альбом-плакат о прадедушке. А также хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.

Проделав работу, я сделал вывод: пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Мы чтим память о тех, кто стоял у истоков нашей семьи. Для нас это свято! Спасибо за внимание!».

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект «Велосипед для здоровья человека” занял 1 место на поселковой научно-практической конференции «Культура. Интеллект. Наука» и стал лауреатом на республиканском конкурсе исследовательских проектов в г. Казань. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной, исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Проектная деятельность очень интересна для старших школьников и формирует многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности. Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации учителя; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий учениками; сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества обучения и воспитания.