Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
№ 113
Ирина ГРАХОВА, воспитатель детского сада №12 «Солнышко» г. Елабуги
На сегодняшний день актуальна проблема организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Приход малыша в детский сад – непростой и серьёзный этап жизни ребёнка и взрослого. Освоиться к дошкольному учреждению детям раннего возраста сложно. Ведь мы не можем знать, какие последствия вызовет внезапное превращение ребёнка из «домашнего» в «ясельного». Страдает и ребёнок, и его родители. Чаще всего пребывание в детском саду приносит ребёнку стресс. Зачастую, как проходит привыкание у детей к новому режиму, к новому обществу зависит его психическое и физическое развитие. В это время следует организовать для детей положительный эмоциональный климат.
Ранний возраст – чрезвычайно значимый и ответственный этап в развитии ребёнка. Впервые годы жизни закладываются фундаментальные личностные образования: стремление к самостоятельности, познавательная активность, инициативность, общая самооценка, доверие к людям, творческие способности. Практика показывает, недоразвитие или деформация этих качеств в раннем детстве с трудом поддаются коррекции на более поздних этапах развития. Это этап наиболее значительного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений и поведения. Нравственное и умственное развитие ребенка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы психического и физического развития в раннем возрасте высокие, но строение всех органов и систем еще не сформирована, следовательно, и деятельность их несовершенна. В этом возрасте ведущей является предметная деятельность. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.
Происходит развитие предметного действия в процессе совместной деятельности малыша с взрослым путём включения предмета в образец его правильного использования. Когда слиты в одно целое усвоение общественной функции предмета и технические приёмы его осуществления.
Ситуативно-деловое общение со старшими становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребёнок осваивает общественно — выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребёнка. Он становится участником его деятельности и образцом для подражания.
Ребёнком начинается познание окружающего мира через ощущения, которые формируют первичные представления о предметном мире. В связи с этим существенным процессом в развитии познавательной сферы является развитие процесса восприятия. Имеет большое значение в этот период развитие детской самостоятельности. Наглядно – образное мышление становится основной формой. Малыш способен соединять предметы по внешнему сходству, он усваивает общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таковых представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов. А объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Стремительно увеличивается любознательность детей. В этот период происходят значительные изменения в развитии речи: увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в полно развернутых высказываниях.
В это время у детей активно формируются первые элементарные представления. Хорошо и плохо, навыки поведения, доброжелательные чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Особенно удачно это протекает в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.
Наступает важнейший этап в жизни малыша поступление в детский сад. Как помочь ребёнка преодолеть адаптационный период мы рассмотрим далее.
Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, коим является поступление в детский сад, приводит к серьёзным изменениям в привычном распорядке. Требует этот переход торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка является трудной задачей.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка» [3, 46-51]
Учёными было проведено исследование, и они выделили три фазы адаптационного периода.
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопутствуется различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит регрессу в речевом развитии к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частым респираторным заболеваниям (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Определяется естественным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Определяется ускорением скорости развития, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее, к концу учебного года.
Отличают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
— легкая адаптация: к двадцатому дню пребывания в детском саду, ребенок хорошо уже идет на контакт с детьми и взрослыми, нормализуется сон. Ребёнок болеет реже.
— адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому дню нахождения в детском учреждении. Несколько замедляется нервно-психическое развитие (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более десяти дней, без осложнений. Ребёнок не теряет в весе.
— тяжелая адаптация определяется, значительной продолжительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Кажется один и тот же ребёнок, но в различных ситуациях может повести себя по-разному, а именно в период адаптации. Порой общительный и тихий малыш при расставании с родными вдруг принимается плакать и проситься домой, привыкает к новым требованиям тяжело.
Поведение малыша под воздействием сформированных привычек также получает индивидуальный характер. Когда ребёнок не может, есть самостоятельно сам, то в детском саду он наотрез отказывается брать в руки ложку и дожидается, когда его накормят. Если же он не умеет мыть руки в новой обстановке — сразу плачет. Малыш не знает, где взять игрушки — тоже плачет; не привык спать без мамы — плачет и т.д. поэтому особенно ценно знать привычки ребенка, считаться с ними. Далее рассмотрим условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Так чтоб дети в короткий срок и безболезненно адаптировались к условиям детского сада, в семье нужно готовить его к поступлению в дошкольное учреждение. Благополучная адаптация малыша к условиям детского сада в большинстве обуславливается от совместных установок семьи и ДОУ. Они складываются достаточно удачно, если две стороны понимают всю значимость целенаправленного воздействия на малыша и поддерживают и друг друга.
В ДОУ следует провести родительское собрание в составе заведующий, воспитателей, медицинской сестрой, психологом. Они расскажут и объяснят, как правильно вести себя в адаптационный период с детьми раннего возраста. С родителями проводится анкетирование, с помощью которого воспитатель выделит для себя индивидуальные особенности ребёнка.
Родителям предлагаются следующие рекомендации:
Не следует переживать! У малыша всё в порядке. Ребёнок находится в надёжных руках. Родители могут в любой момент связаться с воспитателем и узнать о его самочувствии.
2. Пересмотрите режим дня малыша. Необходимо незаметно перестроить режим дома и приучать ребёнка к новому укладу жизни. Создать домашние условия к особенностям д/с: включить части режима, тренировать малыша в самостоятельности, чтоб в дальнейшем ребёнок самостоятельно мог себя обслуживать.
3. Очень важно приучить ребенка ходить в туалет. В настоящее время многие мамы используют памперсы. Поэтому ребёнок, придя в детский сад, испытывает трудности.
4. Домашняя пища должна быть приближена меню детского сада. Ребёнка необходимо самостоятельно научить принимать пищу. Если у ребёнка с аппетитом проблемы имеются, следует переговорить с педагогом и попросить его быть сдержанным в этом вопросе. Возникающие у ребёнка проблемы с едой зачастую бывают причиной, вследствие которой малыши отказываются посещать детский сад.
5. С детьми раннего возраста необходимо начинать ещё до поступления в ДОУ проводить закаливающие мероприятия. Самый простой способ это босохождение дома и летом по земле или траве. Не нужно переживать, что ребёнок заболеет. Так же для малыша полезны водные процедуры.
6. Не все дети не без слёз расстаются с мамой. Прежде всего, чтоб ребёнок не плакал родители сами должны настроить себя только на положительное. Ведь дети чувствуют наше состояние. Не нужно стоять за дверью, подглядывать в окна, как там мой ребёнок. Этим вы нарушаете и своё психическое состояние. Поведение наших детей является следствием поведения нас взрослых. Родителям нужно научиться, как правильно создавать ситуацию при расставании с ребёнком. Свой совет и помощь всегда дадут опытные воспитатели и психолог. Забирая, ребёнка не забудьте спросить, как он провёл день его достижения в саду.
7. Очень важно развивать до прихода в детский сад у ребёнка коммуникативные качества. Общительному ребёнку легче перенести разлуку с родными. Обратите внимание, как ваш ребёнок играет с другими малышами. Постарайтесь его научить, делиться со своими игрушками. Как можно самому попросить у детей игрушки. Как следует реагировать, если вдруг другой ребёнок не желает делиться игрушками.
Следуя этим простым рекомендациям, адаптация детей раннего возраста пройдёт в более благоприятной форме.
Адаптация детей раннего возраста — тяжёлый процесс, который может пройти для малыша в более лёгкой форме только при совместных усилиях воспитателя и родителей. На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях созданы все условия для успешной адаптации малышей. Воспитатели имеют большой багаж опыта при организации детей раннего возраста. Родителям не стоит бояться адаптационного периода. Воспитатель должен изучить и знать индивидуальные особенности своих маленьких воспитанников. Это поможет в его работе с детьми. Важным фактором при работе с детьми имеет личность педагога. Воспитатель должен быть добрым, отзывчивым, тактичным. Уметь управлять поведением ребёнка в этот период.
ДОУ является первой ступенью образования, выполняя различные функции. И одна из его важнейших задач является развитие всесторонней личности. От того, как пройдёт его адаптация к детскому саду зависит его дальнейшее развитие.