Опыт сотрудничества Казанского строительного колледжа и Государственного архива РТ в деле подготовки молодых специалистов

№ 160

Руфина МИХАЙЛОВА,

преподаватель дисциплин профессионального цикла Казанского строительного колледжа

Римма СИБГАТУЛЛИНА,

первый заместитель директора Государственного архива РТ

Об актуальности профессии «архивист» и  возрастании роли архивов в жизни страны  как нельзя лучше сказал руководитель Федерального архивного агентства А.Н.Артизов в докладе «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2019 году, задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу»: «Вопреки предсказаниям некоторых горе-экспертов, прочивших исчезновение профессии «архивиста» к 2020 году, мы наблюдаем обратную картину – значение архивов для граждан, общества и государства не уменьшается, а только растет. Об этом свидетельствуют увеличение числа пользователей архивной информацией, количество которых за последние 10 лет выросло в 1,5 раза, составив в целом по Российской Федерации в прошедшем году более 9 млн. человек, число посещений архивных интернет-сайтов, достигшее почти 20 миллионной отметки» [1].

О растущей роли архивов свидетельствует и тот факт, что в связи с особой ценностью информации, содержащейся в архивных документах, в 2016 году Президент РФ подписал указ «О Федеральном архивном агентстве», переподчиняющий Росархив от Минкультуры напрямую главе государства. Кроме этого, переход к информационному обществу и цифровой экономике, привел к изменению содержания казалось бы весьма консервативной профессии «архивист». В 2018 году Минтруда и социальной защиты РФ утверждает Профессиональный стандарт «Специалист по формированию электронного архива». Движение Вордскиллс тоже не обошло стороной нашу профессию. В настоящее время в профессиональном образовании реализуется Комплект оценочной документации для демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс по компетенции №Т3 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Все вышесказанное требует повышения качества подготовки специалистов в этой области. Несомненно, успешное выполнение профессиональной организацией своих функций определяется ее ориентированностью на спрос со стороны работодателей – потребителей образовательных услуг и наличием тесных связей с этими деловыми партнерами.

С 2017 года Казанский строительный колледж осуществляет подготовку специалистов по документационному обеспечению управления и архивоведения. В качестве основного заказчика, потребителя, а главное, делового партнера выступил Государственный архив Республики Татарстан. Основными целями договора, подписанного между нашими организациями,  являются:

– подготовка специалистов, отвечающих требованиям и специфике современных предприятий и организаций;

– внедрение инновационных достижений науки и техники в производственный процесс;

– совместное осуществление инновационной деятельности в образовательной, научной и производственной сферах;

– координация и организация взаимодействия по использованию и развитию современных технологий и научных достижений в образовании, производстве и сфере услуг и др.

В 2018 – 2020 гг. основными направлениями взаимодействия между колледжем и Госархивом РТ являются:

– совершенствование содержания образования;

– кадровое обеспечение образовательного процесса;

– материально-техническое обеспечение;

– поиск и поддержка талантливых студентов.

Совершенствование содержания образования

В современной ситуации уже невозможно освоить какую-либо профессию или специальность раз и навсегда, поскольку жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается: одни устаревают и выбывают с рынка труда, другие появляются под влиянием развития технологий. Одновременно сокращается жизненный цикл знаний и умений, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этом контексте нужны технологии, позволяющие быстро разрабатывать требуемые программы и курсы или вносить изменения в действующие программы обучения. Содержание обучения должно отвечать потребностям работодателей и основываться на анализе потребностей в умениях, а спрос на компетенции в рамках каждой специальности подвергаться тщательному анализу, в котором следует задействовать представителей соответствующей отрасли и всех заинтересованных лиц [2].

С этой целью нашими организациями осуществляется:

– организация практического обучения студентов с использованием современной технологической базы Государственного архива РТ, а именно выполнение практических работ, проведение учебных, производственных и преддипломных практик;

– определение тематики научно-исследовательских работ студентов, включая курсовых и дипломных работ;

– согласование содержания и распределения часов вариативной части Основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение;

– совместная разработка рабочих программ профессионального модуля ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации;

– создание модели востребованного молодого специалиста через  анализ требований  к кандидатам на трудоустройство в Госархив РТ и т.п.

Кроме того, Госархив РТ участвует в подготовке для себя кадров в следующих формах:

– осуществление ранней профессиональной ориентации студентов;

– привлечение студентов в качестве участников и просто слушателей к  различным мероприятиям, проводимым Государственным комитетом по архивному делу в РТ;

– проведение для первокурсников экскурсий с возможностью  участия студентов  в мастер-классах;

– организация выездных тематических лекций для студентов колледжа;

– предоставление читального зала для работы с архивными документами;

– содействие реальному курсовому и дипломному проектированию не только путем согласования тематики исследовательских работ и предоставления базы для исследования, но и возможности проведения глубокого анализа через изучение планово-отчетной документации деятельности архива.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Развитие партнерства с ГБУ «Госархива РТ» в области кадрового обеспечения  осуществляется путем привлечения  к преподаванию специалистов Государственного комитета по архивному делу РТ и Госархива РТ,  имеющих большой опыт профессиональной деятельности. Такое сотрудничество можно по праву считать обоюдно выгодным. С одной стороны, студентам раскрывают сущность и социальную значимость их будущей профессии, перспективы трудоустройства, карьерного и профессионального роста можно сказать «из первых уст». Передаваемые теоретические  знания подкреплены яркими, запоминающимися примерами из  практики, акцент в обучении переносится на наиболее востребованные на производстве умения и знания. С другой стороны, привлеченные специалисты, готовясь к занятиям,  актуализируют знания теории и практики архивоведения, более детально изучают состав и содержание актуальных нормативно-методических документов, обобщают и транслируют свой профессиональный опыт, имеют возможность проявить творческие способности и попробовать себя в новой роли.

Стажировка педагогического состава профессиональных образовательных учреждений позволяет актуализировать имеющиеся знания преподавателей, выявить актуальные направления развития и проблемы архивной отрасли, обеспечить практико ориентированность преподавания. В 2019 году стажировку в ГБУ «Госархива РТ» прошли три преподавателя колледжа. Руководством архива и колледжа были составлены удобный график стажировки и программа, охватывающая ключевые направления работы архива:

— хранение и учет документов;

— прием запросов и первичная обработка корреспонденции;

— исполнение запросов социально-правового характера;

— копирование и реставрация документов;

— использование справочно-поисковых систем.

Кроме этого, стажировка позволила наладить прямые контакты преподавателей колледжа со специалистами Госархива РТ и дала возможность оперативно использовать ресурсы обеих сторон.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база колледжа позволяет в полной мере выполнять требования ФГОС 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение к организации учебного процесса. Сложность, в основном, заключается в обеспечении в необходимом количестве и соответствующего качества предметов труда: документов, подлежащих полному оформлению для дальнейшего архивного хранения; ветхих архивных документов, требующих реставрации; электронных баз данных и т.п.

 Именно благодаря предоставленной возможности проведения некоторых практических работ на базе Госархивом РТ, студенты приобретают требуемые знания, умения и навыки в сочетании с  чувством нужности, важности выполняемой работы, ответственности за результат.

Поиск и поддержка талантливых студентов

Для привлечения молодых исследователей в архивы, начиная с 2019 года, проводится   Конкурс научных работ среди студентов ГАПОУ «Казанский строительный колледж» на соискание стипендии Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.  В 2019 году в конкурсе приняли участие 12 студентов II курса групп ДОУ 9-21. В результате 5 обучающихся Казанского строительного колледжа стали стипендиатами Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.

17 января 2020 года перед началом расширенного заседания коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу победители конкурса Михалева Наталья и Попова Светлана встретились с Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым. Студенты рассказали Президенту Республики Татарстан о цели конкурса, содержании исследовательской работы и продемонстрировали архивные документы, которые легли в их основу.

В 2020 году в конкурсе приняли участие 19 студентов всех трех курсов, что свидетельствует о повышении интереса обучающихся к исследовательской работе на основе архивных документов. Тематика работ победителей весьма разнообразна: «Палеографические особенности документов 20-х годов XX века»,  «История Казанского строительного колледжа», «Роль профсоюзных организаций в улучшении быта рабочих  Татарской Республики в 20-х годах XX века». В результате трое победителей удостоены правом на получение стипендии, а 7 лауреатов очного тура получат разовое вознаграждение.

Но самым главным критерием эффективности взаимодействия образовательного учреждения и работодателя является все же трудоустройство выпускников по специальности. Лучшим студентам выпускной группы предоставляется возможность трудоустройства на неполный рабочий день — прекрасная возможность профессионального становления еще на стадии завершения обучения.

Следующей ступенью в развитии наших отношений, на наш взгляд, является усиление роли Госархива РТ в оценке качества образования. По специальности 46.02.01 еще не утвержден ФГОС 4-го поколения, требующий проведения демонстрационного экзамена. Однако, это сегодняшняя необходимость. В нашем конкретном случае, возможно привлечение материальных и трудовых ресурсов Госархива РТ для проведения демонстрационного экзамена.

В дальнейшем необходимо также обратить внимание наших организаций на следующие аспекты:

—                     ориентация  образовательной профессиональной программы колледжа на раннее знакомство с будущей трудовой деятельностью, на  ини­циирование поиска контактов с работодателями в ходе обучения;

—                     со стороны архива —  организация проведения практик таким образом, чтобы создать максимально  возможные условия для  выполнения  студентами рабочих  программ этих практик в полном объеме;

—                     совместное воспитание у студентов необходимых поведенческих навыков и установок: адекватной самооценки и готовности начать работу с низ­ших ступеней карьерной лестницы и минимальной заработной планы, готовности к постоянному обуче­нию и после окончания колледжа, взгляда на ка­рьеру как на самореализацию и обучение новому.

Таким образом, на­личие общих интересов в области подготовки квалифицированных специалистов  являются главным условием дальнейшего эффективного взаимодействия ГБУ «ГА РТ» и ГАПОУ «КСК».

Литература:

  1. Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива (Москва, 12 марта 2020 г.) Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2019 году, задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу [Электронный ресурс] URL: http://archives.ru/reporting/report-artizov-2020-kollegia.shtml
  2. Соломатина Н.А.  Качественный подход к проблемам развития системы профессионального образования: усиление роли работодателей в деле подготовки высококвалифицированных кадров [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view