Омонимы. Виды омонимов
(Урок русского языка в 6 классе)
Гульнар МАХМУТОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Балтасинской гимназии
Тип урока: урок поэтапного открытия новых знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Цели урока:
предметные:
– развить умение формулировать определение понятий;
– развить умение находить омонимы в тексте;
– научить отличать омонимы и многозначные слова;
– формировать умение использовать омонимы в речи;
– развить умение различать омонимы в тексте;
– определять виды омонимов;
метапредметные:
– формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;
– выделять основное, находить ответы на вопросы в различных источниках;
личностные:
– воспитывать у обучающихся интерес к русскому языку;
– развивать умение слушать и вступать в диалог.
Ход урока
I.Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас на нашем уроке.
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
- II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, вы любите сказки?
Учащиеся. Да.
Учитель. Я сегодня пришла на ваш урок не одна, а с героиней сказки. Отгадайте загадку и узнаете, что у меня в коробке.
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёною кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей?
Учащиеся (отгадывают загадку). Это царевна-лягушка.
Учитель (достает из коробки игрушку). Она – гостья нашего урока.
Вы молодцы. Вспомним сказку «Царевна-лягушка».
Учащиеся. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… (царь).
Было у царя… (три сына). Все молодые, удалые, что ни в сказке сказать….(ни пером описать). Говорит им однажды царь: «Возьмите, дети мои по луку и пустите стрелы в разные стороны. Куда стрела упадет-там свою судьбу найдете»
И тут учитель достает из коробки 3 репчатых лука и раздает учащимся .
Учащиеся смеются, они пробуют объяснить учителю, что речь идет о луке со стрелами
III. Актуализация знаний
Учитель: Вы правы. А как называются эти слова? (При затруднении учащиеся отгадывают по ребусу). Итак, тема урока-«Омонимы. Виды омонимов»
Учитель: Ребята, а,может, проще назвать эти слова многозначными? (работа со словарем С.Ожегова
Учащиеся работают со словарем С.Ожегова и ищут ответ, чем отличаются омонимы и многозначные слова.
Учитель: Ребята, вернемся к сказке. Что же было потом? На ком женились братья? А вы знаете, какие 3 указа дал царь-батюшка своим сыновьям и невесткам? Предлагаю работу в 4 группах.
- Хочу увидеть на своем столе овсянку! (1-я группа)
Как выполнили указ царя сыновья, если на утро два старших сына принесли одно, а третий – другое? (Учащиеся должны прийти к выводу, что речь идет о птице и каше. Учитель предлагает прочитать по ролям рассказ Н.Сладкова «Овсянка».)
Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
– А у меня дома овсянка.
– Подумаешь, – сказала Оля, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавила Надя.
– И я люблю! – сказала Оля.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная, особенно с молоком!
– Как это вкусная? Как это с молоком?
– Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?
– Как это про что? Про овсянку!
– Про какую овсянку?
— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
– Не слыхала про такую, что ли? Ай-да ко мне мою овсянку слушать!
– А потом ко мне мою овсянку кушать!
- Хочу красивый ЗАМОК! (2-я группа)
Учитель. Подумайте и скажите, почему старшие сыновья не смогли выполнить задание царя, а младший смог. (Учащиеся должны прийти к выводу, что это зАмок и замОк. Это омографы.)
- Мой диван.
Учитель. Подумайте и скажите, почему старшие братья сделали одно, а младший другое? (Учащиеся должны догадаться, что старшие помыли диван, а младший просто принес диван. Это омоформы.)
- У меня гри….Указ дать не могу. Прочитайте диалог «Несуразные вещи»
Учитель. Подумайте и скажите, почему он не может дать указ? Поняли ли это сыновья? Это омофон.
- IV. Первичное закрепление
Учитель. Какие термины прозвучали у нас на уроке? Дайте определения этим терминам.
Учащиеся. Омонимы, омографы, омофоны, омоформы. (Дают определения.)
Учитель. Перед вами облако слов. Ваша задача – найти все виды омонимов.
Взаимопроверка по образцу на слайде.
- V. Рефлексия
Учитель. Продолжите предложения.
– Я познакомился с…
– Мне было интересно…
– Я не понял…
– Оказывается…
- VI. Домашнее задание
1.https://learningapps.org/watch?v=pa0dwnx6n22
- Нарисовать омонимы. (По желанию.)