Омонимы. Виды омонимов

(Урок русского языка в 6 классе)

Гульнар МАХМУТОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Балтасинской гимназии

Тип урока: урок поэтапного открытия новых знаний.

Форма урока: урок-сказка.

Цели урока:

предметные:

– развить умение формулировать определение понятий;

– развить умение находить омонимы в тексте;

– научить отличать омонимы и многозначные слова;

– формировать умение использовать омонимы в речи;

– развить умение различать омонимы в тексте;

– определять виды омонимов;

метапредметные:

– формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;

– выделять основное, находить ответы на вопросы в различных источниках;

личностные:

– воспитывать у обучающихся интерес к русскому языку;

– развивать умение слушать и вступать в диалог.

Ход урока

I.Организационный этап

 

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас на нашем уроке.

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

  1. II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, вы любите сказки?

Учащиеся. Да.

Учитель. Я сегодня пришла на ваш урок не одна, а с героиней сказки. Отгадайте загадку и узнаете, что у меня в коробке.

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёною кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей?

Учащиеся (отгадывают загадку). Это царевна-лягушка.

Учитель (достает из коробки игрушку). Она – гостья нашего урока.

Вы молодцы. Вспомним сказку «Царевна-лягушка».

Учащиеся. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… (царь).

Было у царя… (три сына). Все молодые, удалые, что ни в сказке сказать….(ни пером описать). Говорит им однажды царь: «Возьмите, дети мои по луку и пустите стрелы в разные стороны. Куда стрела упадет-там свою судьбу найдете»

И тут учитель достает из коробки 3 репчатых лука и раздает учащимся .

Учащиеся смеются, они пробуют объяснить учителю, что речь идет о луке со стрелами

III. Актуализация знаний

Учитель: Вы правы. А как называются эти слова? (При затруднении учащиеся отгадывают по ребусу).  Итак, тема урока-«Омонимы. Виды омонимов»

Учитель: Ребята, а,может, проще назвать эти слова многозначными? (работа со словарем С.Ожегова

Учащиеся работают со словарем С.Ожегова и ищут ответ, чем отличаются омонимы и многозначные слова.

Учитель: Ребята, вернемся к сказке. Что же было потом? На ком женились братья? А вы знаете, какие 3 указа дал царь-батюшка своим сыновьям и невесткам? Предлагаю работу в 4 группах.

  1. Хочу увидеть на своем столе овсянку! (1-я группа)

Как выполнили указ царя сыновья, если на утро два старших сына принесли одно, а третий – другое? (Учащиеся должны прийти к выводу, что речь идет о птице и каше. Учитель предлагает прочитать по ролям рассказ Н.Сладкова «Овсянка».)

Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

– А у меня дома овсянка.

– Подумаешь, – сказала Оля, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавила Надя.

– И я люблю! – сказала Оля.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная, особенно с молоком!

– Как это вкусная? Как это с молоком?

– Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?

– Как это про что? Про овсянку!

– Про какую овсянку?

— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

– Не слыхала про такую, что ли? Ай-да ко мне мою овсянку слушать!

– А потом ко мне мою овсянку кушать!

  1. Хочу красивый ЗАМОК! (2-я группа)

Учитель. Подумайте и скажите, почему старшие сыновья не смогли выполнить задание царя, а младший смог. (Учащиеся должны прийти к выводу, что это зАмок и замОк. Это омографы.)

  1. Мой диван.

Учитель. Подумайте и скажите, почему старшие братья сделали одно, а младший другое? (Учащиеся должны догадаться, что старшие помыли диван, а младший просто принес диван. Это омоформы.)

  1. У меня гри….Указ дать не могу. Прочитайте диалог «Несуразные вещи»

Учитель. Подумайте и скажите, почему он не может дать указ? Поняли ли это сыновья? Это омофон.

  1. IV. Первичное закрепление

Учитель. Какие термины прозвучали у нас на уроке? Дайте определения этим терминам.

Учащиеся. Омонимы, омографы, омофоны, омоформы. (Дают определения.)

Учитель. Перед вами облако слов. Ваша задача – найти все виды омонимов.

 

Взаимопроверка по образцу на слайде.

  1. V. Рефлексия

Учитель. Продолжите предложения.

– Я познакомился с…

– Мне было интересно…

– Я не понял…

– Оказывается…

  1. VI. Домашнее задание

1.https://learningapps.org/watch?v=pa0dwnx6n22

  1. Нарисовать омонимы. (По желанию.)