Огонь – наш друг или враг?

(НОД для детей старшей группы)

Гузелия НАЗИПОВА,

воспитатель детского сада № 83 г. Казани

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности на природе.

Задачи:

обучающие:

– формировать у детей представление о пожарной безопасности на природе;

– закрепить знания детей об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;

– выяснить правильные действия в случае возникновения пожара на природе;

воспитательные:

– воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

– учить детей быть осторожными в обращении с огнём;

– прививать чувство ответственности;

развивающие:

– расширять кругозор и обогащать словарный запас детей;

– развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей;

– формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пожаров, фонограмма: запись звуков леса, пения птиц; ширма, оформленная в виде леса; лист ватмана с изображением костра, карточки с номером 01, мешочки с песком, рюкзаки, пилотки, каски, огнетушитель, кубики, мячи, шары.

Ход занятия

  1. I. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня такая хорошая погода, и мы с вами пойдём в лес. Давайте, вспомним, какие же правила мы должны соблюдать в лесу и что же мы можем взять с собою в лес, т.е. положить в рюкзаки?

Дети. Воду, печенье, яблоко, лекарства, консервы, открывалку.

Воспитатель. Значит, в лес мы берём только непортящиеся продукты. Ребята, а спичку мы с вами возьмём? (Да.) Только спичку положим в рюкзак взрослого, так как спичка – не игрушка. Ребята, отгадайте, о каком помощнике говорится в загадке?

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек,

Для похода он хорош.

Да с собой не понесёшь. (Костер)

(Перед детьми два изображения: в одном изображен костер, на другом – пожар.)

Воспитатель. Что изображено слева? (Костер) А справа? (Пожар)

Воспитатель. Что общего у костра и пожара?

Дети. Костер и пожар возникает из-за огня.

Воспитатель. В чём разница между костром и пожаром?

Дети. Костер разжигают люди для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.

Воспитатель. Костры согревали людей в далёком прошлом, помогали готовить еду, защищали от врагов . И сегодня мы также любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать . Кто из вас разжигал костер? Как вы это делали? (Ответы детей.)

Воспитатель. Но не надо забывать, что огонь, если его не сторожить, может принести беду. Все видели по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает всё живое – и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и насекомых.

Запомните:

– нельзя разводить костры без взрослых;

– нельзя разводить костры в непредназначенном для этого месте;

– нельзя близко стоять около костра;

– нельзя бросать в огонь предметы.

Всегда интересно бросить в горящий костер банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.

Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов – пожарных. Но вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть.

  1. Набрать номер пожарной службы – 01.
  2. Назвать своё имя и фамилию.
  3. Указать, что именно произошло.
  4. Сообщить адрес происшествия.
  5. II. Основная часть

Воспитатель. Ну, ребята, если мы не боимся трудностей, обещаем соблюдать все правила, в добрый путь! Дорога дальняя, тропинка узкая, встаём мы друг за другом, не толкаясь, шагаем вперёд. Чтобы было веселее, поём мы нашу любимую песенку «Вместе весело шагать по просторам…»

Игры «Переход по оврагу», «Переход по мостику»

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы дошли с вами до лужайки. Смотрите, какая красивая природа в лесу, как красиво поют птички. Давайте, располагаться. Костёр будем разжигать? (Да) Вначале нужно обложить камнями кострище, чтобы огонь не пополз дальше.

– А сейчас узнаем, как вы запомнили, что можно делать в лесу с огнём, а что нельзя.

Дидактическая игра «Хорошо -плохо»

Воспитатель.

– Можно разводить костёр, чтобы приготовить еду?

– Можно разводить костёр без взрослых?

– Можно греться у костра?

– Можно сидеть близко к огню?

– Можно любоваться языками пламени и мечтать?

– Можно трогать угли?

– Можно оставлять горящий костёр?

Воспитатель. Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Я надеюсь, что пожарным никогда не придется выезжать на лесные пожары по вашей вине.

А сейчас, два мальчика остаются наблюдать за костром, а остальные поиграют в шары. (И тут прилетает Сорока-белобока с печальной новостью.)

Сорока-белобока. Ребята! Ребята! Тревога! Недалеко отсюда туристы оставили непотушенные костры! Срочно нужно потушить, а то может случиться беда! Вы поможете?

Воспитатель. Ребята, поможем Сороке? (Да) Но прежде нужно потушить наш костёр, убрать мусор за собой. (Дети тушат костёр, собирают мусор , потом идут за Сорокой тушить оставленные туристами костры.)

Игра-эстафета «Потуши костёр песком!»

(Нужно взять мешок с песком, добежать до костра и положить на костёр. Какая команда быстрее.)

Воспитатель. Ребята, огонь мы не смогли потушить, что же делать?

Дети. Сообщить о пожаре в спасательную службу.

Игра-эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре по 01» 

(Нужно добежать до стола, взять карточку с номером 01 и встать на место. Приезжают «пожарники», и тушат огнетушителем пожар. Благодарят детей за правильный и своевременный звонок.)

Пожарники. Большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров. От горящей спички летом загораются леса. Окурок , брошенный в сухую траву, оставленные бутылки, банки могут стать причиной пожара. Если на такой осколок попадает луч солнца, то может произойти самовозгорание.

Сорока-белобока. Спасибо вам, ребята, за умелые действия и правильные решения. Благодаря вашим знаниям , вы спасли лес от пожара. Соблюдайте правила безопасности в лесу!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Благодаря нашим знаниям, мы спасли лес от пожара. Защита лесов от пожара – это защита всего живого!