Один день из жизни тьютора в детском саду
Айгуль ШАКИРОВА,
тьютор старшей логопедической группы детского сада №15 г. Туймазы
Многие задаются вопросом: «Кто такой тьютор?».
Тьютор – это педагог, который одновременно сопровождает несколько воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе. Он находится в течении дня вместе с детьми, наблюдает за ними, налаживает контакт и обеспечивает комфортную и продуктивную индивидуальную работу с ними. Нуждается ли ребенок в сопровождении тьютора прописывается в заключении, которое выдает ПМПК. В начале учебного года тьютор осуществляет сбор информации о ребенке, наблюдает за каждым ребенком, знакомится с результатами диагностики, проведенной специалистами, с медицинской картой, с заключением ПМПК, узнает у родителей об особенностях и интересах ребенка. На основе анализа полученной информации, совместно со специалистами детского сада: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем, воспитателем выстраивается индивидуальный образовательный маршрут. Где выявляются пробелы в знаниях, умениях, в том направлении и будет более активно вестись развивающая работа.
Основная задача тьютора – помочь ребенку детей с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в коллективе. Он развивает коммуникативные навыки, помогает найти общий язык со сверстниками, стимулирует познавательную активность, способствует развитию навыков самообслуживания, постепенно учит своих подопечных справляться с трудностями самостоятельно. Также следит за организацией рабочего пространства, соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка. Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает работу с подопечным по упрощенному заданию или в индивидуальном темпе. Тьютор сопровождает и направляет дошкольника, наблюдает за динамикой развития, корректирует индивидуальный маршрут обучения совместно с другими специалистами, принимает к сведению физические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка.
Проанализируем один день из жизни тьютора.
К моменту его прихода на работу, воспитатель с детьми уже возвращается в группу с утренней гимнастики. Тьютор сопровождает детей к подготовке к завтраку, помогает в соблюдении культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. После того как дети позавтракали, дежурные по столовой выполнили свои обязанности, до занятий остается немного времени. В этот промежуток тьютор успевает позаниматься с детьми, осуществляет дидактические игры индивидуально. Во время организованной образовательной деятельности данный специалист находится рядом с ребенком, который наиболее нуждается в сопровождении. Он наблюдает, фиксирует успехи детей и делает короткие заметки, о тех, кто не освоил материал на занятии, с какими заданиями кто не справился. Таким образом собирает информацию для планирования индивидуальной работы, и параллельно помогает ребенку сориентироваться с поставленной задачей, подбадривает. Следит за дисциплиной, чтобы особенный ребенок не срывал занятие, не отвлекал основную массу от образовательной деятельности. Если это задание сложно для него, то выполняет более облегченный вариант. Тьютор не делает за него задание, а подводит его к пониманию алгоритма исполнения упражнения самостоятельно. Например, выкладывания фигуры из танграм или последовательность изготовления аппликации. После занятий он сопровождает детей к подготовке и во время 2 го завтрака, при необходимости, отрабатывает с ними элементарные навыки гигиены. После 2 го завтрака сопровождает детей на прогулку, помогает тем, кто нуждается в помощи, напоминает, как аккуратно складывать все в шкафчик, то есть ежедневно развивает навыках самообслуживания. Кто-то учится быстро, а с кем-то каждый день начинается как с чистого листа. У каждого ребенка свой темп развития. Во время прогулки тьютор индивидуально занимается с детьми и по подгруппам. Если ребенок на занятии что-то не понял, например не смог сформулировать признаки осени, то на прогулке, наблюдая за природой, акцентирует внимание на изменениях в природе: пожелтели, покраснели листья, часто идут дожди, насекомые прячутся, небо облачное, люди одеваются теплее, дует ветер, трава темнеет и постепенно подсыхает и т.д. Подгрупповые занятия обычно проводятся с детьми с общей проблемой. Как правило у детей с ОВЗ неустойчивое внимание, поэтому с этими детьми специалист организовывает в игры на развитие произвольного внимания «Робот», «Что изменилось?», игра «Фотоаппарат» и другие. Со второй подгруппой развивает аналитические навыки через игры: «Чем похожи, чем отличаются» (например, листья клена, березы и рябины), «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Раздели на группы» и другие. Ежедневно закрепляется пройденная лексическая тема. Если тема недели «Овощи», то максимально выполняет задания по этой теме. Также тьютор проводит игры на сплочение, на развитие коммуникативных навыков: «Заколдованная тропинка», Дружная пара», «Сороконожка». Во время организованных подвижных игр проводит игры эстафеты. По окончании прогулки сопровождает детей в детский сад, где дети раздеваются, умываются, дежурные накрывают на стол. В этот момент тьютор повторяет с детьми стихотворения, которые они учат к утреннику, или перед сном читает художественную литературу, стихи, сказки. Во время тихого часа находится рядом с детьми. Когда дети засыпают тьютор заполняет дневники наблюдений, пишет рекомендации. Дневник заполняется на каждого ребенка. Заполняя графу рекомендации, он для себя фиксирует, над чем надо поработать с ребенком как тьютору, при необходимости обратиться за помощью к другим специалистам ДОУ. Если ребенок вспыльчив, агрессивен или наоборот очень застенчив, то данные наблюдения доводятся и до психолога. В тихий час ведется заполнение рабочей документации, взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ, разработка и подбор методических средств, для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, отслеживается динамика развития детей, консультирование педагогов, подготовка дидактического материала для занятий с детьми. После тихого часа, осуществляет сопровождение детей во время закаливающих мероприятий с использованием массажных дорожек. Также сопровождает детей во время полдника, во время организованной образовательной деятельности. Тьютор присутствует на занятии, помогает поддерживать дисциплину, оказывает помощь в процессе образования при решении возникающих проблем, наблюдает за детьми, делая пометки в блокноте. После занятия специалист проводит индивидуальную работу с детьми, это может быть беседа с ребенком о поведении, игра дидактическая (желательно подвижная), чтобы он отдохнул и переключился на другой вид деятельности после занятия. Затем вместе с воспитателем выводит детей на участок. И на этом его рабочий день заканчивается.
Хочу отметить, что тьютор не управляет ребенком как подчиненным, а сотрудничает с ним. Он не исправляет, а направляет; не указывает на ошибки, а дает состояться ошибкам под своим присмотром и помогает с ними справиться. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал со своим «наставником». А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо: нуждается в физической помощи из-за нарушений опорно-двигательного аппарата или ребенок частично не может себя обслуживать, либо же у ребенка не сформированы механизмы саморегуляции Эти дети могут успешно воспитываться в детском саду вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности и поможет в трудный момент. Ежедневная развивающая работа всегда приносит результаты, не зря говорят: «Вода камень точит». Все дети разные, у каждого ребенка свой темп развития, но то, что развивающие занятия с детьми приносят положительные результаты, это очевидно.