Очарованные классиком
№ 107
(Интегрированный урок по математике, литературе и краеведению)
Елена ВАСИЛЬЕВА,
учитель математики I квалификационной категории лицея №116 им. Героя Советского Союза А.С.Умеркина г. Казани
Светлана ЛУКОНИНА,
учитель математики I квалификационной категории гимназии №96 г. Казани
2018 год был объявлен в Татарстане Годом Льва Толстого. Предлагаем вам разработку двух уроков, посвященных этому событию. Это обобщающие уроки: в VIII классе по главе «Квадратные уравнения», а в V – «Арифметические действия над числами. Уравнения. Текстовые задачи».
Ход урока в VIII классе
I. Организационный момент
(Ребята заходят в класс под вальс Л.Толстого. Учитель приветствует учащихся, проверяет правильность их рассадки по местам и говорит о том, что помогать вести урок будет их одноклассница.)
II. Актуализация
1. Устный счет.
Посовещавшись и устно решив задание, учащиеся выбирают соответствующую букву из таблицы 1 (Приложение 1) и показывают эти буквы (карточки с алфавитом) по соответствующим номерам задания, отвечая на вопрос учителя:
Й | Л | О | Т | С |
-5; 2 | -19 | 1,5 |
– Какая буква получилась при выполнении данного задания?
Данные буквы поочередно появляются в презентации. (Слайд)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
т | о | л | с | т | о | й |
Задание №1
1. Найдите произведение корней уравнения
Ответ: 1,5 – Т
- Укажите общий знаменатель уравнения .
Ответ: – О
- Один из корней уравнения равен 2. Найдите другой корень уравнения
Ответ: -19 – Л
- Найдите сумму корней уравнения .
Ответ: – С
- Пусть и корни уравнения . Не решая уравнение, найдите значение выражения .
Ответ: 1,5 – Т
- Разложите на множители двучлен .
Ответ: – О
- Найдите значения переменной, при которых выражение не имеет смысла.
Ответ: -5; 2 – Й.
Учитель. Какое получилось у вас слово? (Толстой.)
Учитель. В оценочный лист запишите баллы по количеству правильно решенных заданий. Максимальный балл – 7.
Оценочный лист
Группа № | |||
№ | Задания | Баллы | Maксимальный балл |
1 | Историческая справка | 5 | |
2 | Задача | 5 | |
3 | Индивидуальное задание группы | 5 | |
4 | Задание 1 | 7 | |
5 | Задание 2 | 5 | |
6 | Работа в группе | 5 | |
7 | Вопрос-ответ
Задание 1 |
1 | |
8 | Вопрос-ответ
Задание 2 |
3 | |
9 | Вопрос-ответ
Задание № |
2 | |
10 | Дополнительный балл | 2 | |
Итог | 40 | ||
Оценка |
Учитель. Выполним еще одно задание.
Задание 2. Найдите положительный корень уравнения
Ответ: 2018.
Учитель. Запишите ответ на листочке, который находится у вас на столе, и сдайте его помошнице.
Учитель. 2018 год объявлен в Татарстане годом Л.Толстого.
(После проверки ответов учитель объявляет, какая группа выполнила задание правильно и она выставляют в оценочный лист 5 баллов. (Оценочный лист)
III. Определение цели урока
Учитель. Определите цель нашего урока.
Учащиеся. Решение квадратных уравнений и знакомство с жизнью и деятельностью Л.Толстого через задачи.
Учитель. На данном уроке мы познакомимся с казанским периодом жизни Л.Толстого и создадим об этом отрезке жизни Л.Толстого журнал.
IV. Основная часть урока
1. Работа в группах.
Учащиеся предварительно были разбиты на группы, которым заранее было дано задание: придумать задачу, связанную с определенной датой и подготовить сообщение по ней. Эту задачу и информацию о событии группа оформляет на разных листах формата . Во время урока она отдает другой команде лист с задачей для ее решения.
Группы учащихся обмениваются задачами по следующему порядку.
Примеры задач, которые составили учащиеся.
Задача 1. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
Задание. Решите квадратное уравнение х²+16х+63=0, сложите получившиеся корни и умножите их на -1. Вы узнали, в каком возрасте Толстой поступил в Казанский университет.
Задача 2. Решив это уравнение x2–3690x+3404025=0, вы узнаете год перехода Л. Н. Толстого с одного факультета на другой.
Задача 3. Решите уравнение 8–, затем умножьте ответ на 2742 и поделите на 6. Если вы правильно выполните задание, то вы сможете узнать год рождения Л.Н.Толстого.
(Во время работы групп звучит вальс Толстого.)
Учитель. Какой ответ получился у первой команды? (1828 – год рождения Льва Толстого.)
Ученик-помощник (читает свои стихи).
Однажды Великий писатель родился,
России писать его дар пригодился,
Толстого наследие людям важно,
Веками нас радовать будет оно.
Учитель. Прикрепите свое решение на доску.
Учитель. Пятая группа, прикрепите свою историческую справку об этом событии на доску.
(Ученик-помощник показывает презентацию – краткую биографию Льва Толстого. (Презентация)
Историческая справка.
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель, создатель огромного литературного наследия отразивший целую эпоху русской жизни Лев Николаевич Толстой.
В большой дворянской семье Толстой был четвертым ребенком. Его мать, девичья фамилия которой Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Отец Толстого тоже умер рано. Воспитывала детей дальняя родственница Т.А.Ергольская, которая имела огромное влияние на Толстого. Детские отразились в повести «Детство», которая является автобиографической.
Учитель. Какой ответ получился у второй команды? (1841 – год приезда Толстого в Казань.)
Ученик-помощник (читает свои стихи):
К тетке Пелагее в Казань Толстой прибыл,
С тех пор он верность городу Казани сохранил.
Провел в Казани юность он, учился здесь писать,
Чтобы потом писателем великим русским стать.
Учитель. Вторая команда, прикрепите свое решение на доску, а первая группа – историческую справку.
(Ученик-помощник показывает презентацию – приезд в Казань.) (Презентация)
Историческая справка. Приезд в Казань.
В сентябре 1841 года после смерти родителей юные Толстые переехали в Казань к своей тетке Пелагее Юшковой, которая стала опекуном у детей. Толстому было в то время 13 лет. В Казани прошли его юность. Здесь во многом сформировалась его личность, здесьже он начал писать, встретился с великим Н. Лобачевским, блеснул на сцене и определил для себя цель жизни.
Учитель. Какой ответ получился у третьей команды? (16 – возраст, в котором поступил Толстой в Казанский университет.)
Ученик-помощник (читает свои стихи):
По Черному озеру шел и молился,
Чтоб ясный ответ у него получился.
Усердно и много Толстой занимался,
Студентом в Казани он стать постарался.
Учитель. Третья команда, прикрепите свое решение на доску, а вторая группа – историческую справку.
(Ученик-помощник показывает презентацию – поступление в Казанский университет.) (Презентация)
Историческая справка. Поступление в Казанский университет.
Юный Толстой подал прошение на имя ректора университета Н. Лобачевского: «Желая поступить в число Студентов по Восточному отделению философского факультета Императорского Казанского Университета, прошу Ваше Превосходительство допустить меня к испытаниям. 30 мая 1844 г.».
К этому времени Толстому не исполнилось еще и 16 лет. Но ректор Казанского университета Н.Лобачевский сделал исключение, поставив на прошении личную резолюцию: «Допустить к испытаниям в разряд турецко- арабский».
В сентябре 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом на восточное отделение философского факультета Казанского университета.
Учитель. Какой ответ получился у четвертой команды? (1845 – смена факультета в университете.)
Ученик-помощник (читает свои стихи):
Один факультет он сменил на другой,
Но сердцем не мог обрести он покой.
Роскошно он жил, и не смог он учиться,
Поэтому местом пришлось поплатиться.
Учитель. Четвертая команда, прикрепите свое решение на доску, а третья группа – историческую справку.
(Ученик-помощник показывает презентацию – годы учебы в университете.) (Презентация)
Историческая справка. Годы учебы в университете.
Но с учёбой не все пошло ладно. Восточные языки как оказалось не привлекали Толстого.
По воспоминаниям однокурсников, студент Толстой всегда садился на верхнюю скамью в аудитории и под монотонное жужжание лектора читал книги или газеты. Он читал всё, что продавалось тогда в книжных лавках Казани, которых было множество. Часто книгопродавцы доставляли книги из столицы под заказ.
В университет он приезжал на роскошном рысаке и почти ни с кем не общался. Будучи далеко не красавцем, он пользовался успехом в обществе «золотой молодёжи».
Светская жизнь и учёба были несовместимы. Толстого оставили на второй год.
В конце августа 1845 г. граф Толстой перевёлся на юридический факультет и начал всё сначала. Он впервые увлёкся учёбой. На курсе уголовного права обсуждал проблему смертной казни, тему, волновавшую его всю жизнь. Но и на этом факультете Толстой из 11 экзаменов за первое полугодие сдал только 5, а на остальные не явился. Светская жизнь манила его. Концерты, спектакли, в т. ч. благотворительные, были модными.
Этот успех был отражён в казанских «Губернских ведомостях».
Толстой не играл на музыкальных инструментах, но один из его вальсов сохранился. В старости он признался: «Очень благодарен судьбе, что первую молодость провёл в среде, где можно было смолоду быть молодым».
Учитель. Какой ответ получился у пятой команды? (1847 – отъезд в Ясную Поляну.)
Ученик-помощник (читает свои стихи):
Двух гениев встреча прощальной была,
Как жаль, что бесследно учеба прошла.
Толстой покидает Казань с сожаленьем,
Отправившись в глушь, в родовое именье.
Учитель. Пятая команда, прикрепите свое решение на доску, а четвертая группа – историческую справку.
(Ученик-помощник показывает презентацию – отъезд в Ясную Поляну.) (Презентация)
Историческая справка. Отъезд в Ясную Поляну.
На втором курсе юрфака Толстой стал изучать правовые энциклопедий. Состояние российской юриспруденции он счёл бесчеловечным и это побудило его расстаться с университетом в апреле 1847 г. Но все же, Толстой надеялся в будущем получить диплом Казанского университета и даже составил план занятий. Это не осуществилось.
По этикету нанёс прощальный визит Н.Лобачевскому, который был уже и.о. попечителя Казанского учебного округа. Великий математик сказал тогда: «Было бы печально, если бы ваши выдающиеся способности не нашли применения». «В чём он тогда мог видеть мои способности, уж не знаю», — вспоминал Толстой. Это была последняя встреча двух гениев.
В апреле 1847 года Лев Толстой оставил университет и уехал в Ясную Поляну.
Учитель. Послушайте отрывок из произведения Льва Толстого. (Читает отрывок из произведения Толстого «После бала».)
«– Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.
– От чего же? – спросили мы.
– Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.
– Вот вы и расскажите.
Иван Васильевич задумался, покачал головой…
– Да что же было?
– А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была … Варенька …– Иван Васильевич назвал фамилию. – Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Учитель. О каком произведении идет речь? (Дополнительный балл группе при правильном ответе.)
Ответ. «После бала».
Учитель. Какое меньшее число вы услышали в этом тексте? (18)
(На доске вывешивается число 18 (две одинаковые карточки.)
Учитель. Еще, какое число присутствовало в тексте? (50)
Учитель. Если к этому числу прибавить один и приписать, получившееся число к 18. То какой год получится? (1851)
(На доске вывешивается число 51 рядом с первым числом 18.)
Учитель. Хорошо. Пожалуйста, запомните его.
Учитель. Найдите корень уравнения:
Учитель. Назовите его. (62)
Учитель. Если к числу 18 приписать получившееся, то какой год получится? (1862)
(На доске к карточке с числом 18 добавляется карточка с числом 62.)
Учитель. Запомните и это число.
Учитель. Послушайте отрывок из другого произведения Л.Толстого. (Читает отрывок из произведения Л.Толстого «Утро помещика».)
«Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один пробыл в ней все лето. Осенью он неустановившейся ребяческой рукой написал к своей тетке, графине Белорецкой, которая, по его понятиям, была его лучший друг и самая гениальная женщина в мире, следующее переведенное здесь французское письмо:
«Милая тетушка. Я принял решение, от которого должна зависеть участь всей моей жизни. Я выхожу из университета, чтоб посвятить себя жизни в деревне, потому что чувствую, что рожден для нее. Ради бога, милая тетушка, не смейтесь надо мной. Вы скажете, что я молод; может быть, точно я еще ребенок, но это не мешает мне чувствовать мое призвание, желать делать добро и любить его».
Учитель. В каком возрасте приехал князь Нехлюдов в деревню? (19)
Учитель. На каком курсе университета он учился? (3)
Учитель. Я составила квадратное уравнение, используя эти числа. Вот оно: .
Найдите дискриминант этого уравнения.
Ответ: 1876.
Учитель. Вот мы получили третью дату. О чем же они нам говорят?
Ученик-помощник (читает свои стихи):
Он возвращался трижды вновь
В тот город, где бурлила кровь.
Где годы юности прошли,
Где мысли в голову пришли.
Историческая справка. Ппосещение Казани.
В нашем городе прошло отрочество, и юность писателя, тогда он впервые задумался о выборе своего пути, цели своей жизни. Казанский периода жизни Льва Толстого нашел отражение в его рассказах «После бала», «Утро помещика», трилогии «Детство. Отрочество. Юность». В будуещем Толстой посещал Казань еще трижды: в 1851 году (проездом на Кавказ), 1862 и 1876 гг.
(Демонстрируется выставка книг Л.Толстого так или иначе связанных с казанским периодом его жизни.)
Учитель. Выставьте за задание «Вопрос-ответ» в оценочный лист следующие баллы: задание №1 – 1 балл, задание №2 – 3 балла, задание №3 – 2 балла. В оценочном листе есть строка «Дополнительный балл» выставьте в нее по 1 баллу, если правильно отгадали произведение Льва толстого. Если ответили дважды правильно, то 2 балла.
V. Заключительная часть
Учитель. Работая весь урок, мы создали с вами журнал о жизни и деятельности Л.Толстого в Казани.
В этом году исполнилось бы 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.
Сегодня вы узнали о небольшом периоде жизни этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.
И закончить урок мне хотелось бы высказываниями некоторых известных людей о гениальном художнике слова.
- Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? – спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
- – Стало светло? — спросил он. – Это – Пушкин. Теперь включите второй
- Светлее? Это – Чехов. Теперь раздерните шторы.
- В аудиторию ворвался солнечный свет. Это – Толстой!»
- «Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни». А.Блок
- «Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? – человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я». Д.Мережковский
- «Толстой – гигант среди других писателей». И.Тургенев
- «Толстой — это целый мир» ( М. Горький) .
- Чайковский писал: «Более, чем когда-либо, я убежден, что величайший из всех: писателей-художников есть Л. Н. Толстой».
- Станиславский вспоминал: «Какое счастье жить в одно время с Толстым!»
VI. Итог урока
Подведение итогов.
Выставление оценок группе в оценочный лист по таблице:
Баллы | Оценка |
34 – 36 | 4 |
37 – 40 | 5 |
- VII. Домашняя работа
На яндекс-диске выложены задачи групп. Нужно решить четыре оставшихся.
Учитель. В течение всего урока вашу самостоятельную работу сопровождала мелодия. Как вы думаете, что это за произведение и кто композитор? (Вальс Льва Толстого.)
Мне хотелось бы сказать слова благодарности своей помощнице, которая приняла активное участие в подготовке этого урока, она готовила презентации и это ее стихи прозвучали на уроке.
***
Ход урока в V классе
- I. Организационный момент
(Ребята заходят в класс под вальс Л.Толстого. Учитель приветствует учащихся, проверяет правильность их рассадки по местам.)
II. Актуализация
1. Устный счет.
Устно решив задание и записав ответы, учащиеся сопоставляют ответ соответствующей букве из таблицы 1 (Приложение 1) и называют получившиеся слово.
Й | Л | О | Т | С |
1 | 1000 | 20 | 84 | 100 |
Данные буквы поочередно появляются в презентации.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
т | о | л | с | т | о | й |
Задание №1
- Вычислите удобным способом: 47+14+23.
Ответ: 84 – Т.
2. Вычислите: 411–391.
Ответ: – О.
3. Вычислите: 1441–(300+141).
Ответ: 1000 – Л.
4. Решите уравнение: .
Ответ: 100 – С.
- Решите уравнение: .
Ответ: 84 – Т.
- Решите задачу.
Сторона квадрата равна 5 см. Найти периметр квадрата.
Ответ: 20 – О.
- Решите задачу.
Масса одной пачки печенья 250 г. Какова масса четырех пачек печенья в килограммах?
Ответ: 1 – Й.
Учитель. Какое получилось у вас слово? (Толстой.)
Учитель. В оценочный лист запишите баллы по количеству правильно решенных заданий. Максимальный балл – 7.
Оценочный лист
ФИ | |||
№ | Задания | Баллы | Maкс. балл |
1 | Устный счет | 7 | |
2 | Вычислите | 3 | |
3 | Задача №1 | 2 | |
4 | Задача №2 | 2 | |
5 | Задача №3 | 2 | |
6 | Уравнение | 2 | |
7 | Логическая задача | 3 | |
8 | Вопрос-ответ | 5 | |
9 | Вычислите | 1 | |
Итог | 27 | ||
Оценка |
Учитель. Выполним еще одно задание:
Задание №2. Вычислите: (25)–349
Ответ: 2018.
Учитель. Что у вас получилось?
Учитель. 2018 год объявлен в Татарстане годом Льва Толстого.
(После проверки ответа учитель объявляет, кто выполнил задание правильно, выставляют в оценочный лист 3 балла.)
- II. Определение цели урока
Учитель. Определите цель нашего урока. (Повторение пройденных тем и знакомство с жизнью и деятельностью Л.Толстого через задачи.)
Учитель. На данном уроке мы познакомимся с казанским периодом жизни Л.Толстого.
- III. Основная часть урока
(Во время работы звучит вальс Толстого.)
Задача 1. (Все задания на настольных таблицах. Оцениваются в по 2 балла.)
Самолет был в пути 4 часа. Первые два часа он со скоростью 524 км/ч, а оставшееся время со скорость 390 км/ч. Определите путь самолета в км.
Учитель. Какой ответ получился? (1828 – год рождения Л.Толстого.)
(Учитель показывает презентацию – краткая биография Л.Толстого.)
Историческая справка.
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой.
Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии)
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812 года, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская.
Задача 2. Три ученика прочитали книги по 347 страниц, а два по 400 страниц. Сколько всего страниц прочитали пять учеников?
Учитель. Какой ответ получился? (1841 – год приезда Л.Толстого в Казань.)
(Учитель показывает презентацию – приезд в Казань.)
Историческая справка. Приезд в Казань.
После смерти родителей в сентябре 1841 года юные Толстые переехали в Казань к своей тетке П.(Пелагея) И.Юшковой, принявшей опекунство над детьми. Левушке Толстому было в то время 13 лет. В Казани прошли его юношеские годы. Здесь во многом сформировалась его личность, здесь он начал писать, встретился с великим Н. Лобачевским, блеснул на сцене и определил для себя цель жизни. Да и впоследствии Лев Николаевич неоднократно посещал город своей юности, признаваясь, что он вызывает у него необыкновенное волнение.
Задача 3. Отец старше сына на 21 год. Вместе сыну и отцу 53 года. Найдите сколько лет сыну.
Учитель. Какой ответ получился? (16 – возраст, в котором поступил Л.Толстой в Казанский университет.)
(Учитель показывает презентацию – поступление в Казанский университет.) (Презентация)
Историческая справка. Поступление в Казанский университет.
Юный Толстой подал прошение на имя ректора университета Н. Лобачевского.
В сентябре 1844 года шестнадцатилетний Лев Толстой был зачислен студентом на восточное отделение философского факультета Казанского университета.
- 1. Решите уравнение:
Учитель. Какой ответ получился? (1845 год – смена факультета в университете.)
(Учитель показывает презентацию – годы учебы в университете.) (Презентация)
Историческая справка. Годы учебы в университете.
Но с учёбой не заладилось. Восточные языки не привлекали.
По воспоминаниям однокурсников, студент Толстой всегда садился на верхнюю скамью в аудитории и под монотонное жужжание лектора читал книги или газеты. Он читал всё, что продавалось тогда в книжных лавках Казани, которых было множество. Нередко книгопродавцы выполняли его заказы, доставляя книги из столиц.
В конце августа 1845 г. граф Толстой перевёлся на юридический факультет и начал всё сначала.
2. Логическая задача. (Оценивается в 3 балла.)
Дано четырехзначное число. Первая цифра меньше второй на 7, третья равна половине второй, а последняя – разности второй и первой. Назовите это число.
Учитель. Какой ответ получился? (1847 год – отъезд в Ясную Поляну.)
(Учитель показывает презентацию – отъезд в Ясную Поляну.) (Презентация).
Историческая справка. Отъезд в Ясную поляну.
Состояние российской юриспруденции, которое он счёл бесчеловечным, побудило его расстаться с университетом в апреле 1847 г. Впрочем, Толстой не оставлял надежды в будущем получить диплом Казанского университета и даже составил план занятий. Это не осуществилось. По этикету нанёс прощальный визит Н. Лобачевскому, который был уже и.о. попечителя Казанского учебного округа. Великий математик сказал тогда: «Было бы печально, если бы ваши выдающиеся способности не нашли применения. Это была последняя встреча двух гениев.
В апреле 1847 года Лев Толстой оставил университет и уехал в Ясную Поляну.
Вопрос-ответ. (Ответы записываются в столбик.)
Учитель. Прослушайте отрывок из произведения Л.Толстого «После бала». (Звучит отрывок из произведения.)
«Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.
Так он сделал и теперь.
– Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.
– От чего же? – спросили мы.
– Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.
– Вот вы и расскажите.
Иван Васильевич задумался, покачал головой.
– Да, – сказал он. – Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.
– Да что же было?
– А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была … Варенька Б… – Иван Васильевич назвал фамилию. – Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Учитель. Какое меньшее число вы услышали в этом тексте? (18)
(На доске вывешивается число 18.)
Учитель. Еще, какое число присутствовало в тексте? (50)
Учитель. Если к этому числу прибавить один и приписать, получившееся число к 18. То какой год получится? (1851)
(На доске вывешивается число 51 рядом с первым числом 18.)
Учитель. Хорошо. Пожалуйста, запомните его.
Учитель. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 62, а разность равна нулю?
Ответ: 62.
Учитель. Если к числу 18 приписать получившееся, то какой год получится?
Ответ: 1862.
(На доске к карточке с числом 18 добавляется карточка с числом 62.)
Учитель. Запомните и это число.
Учитель. Прослушайте отрывок из другого произведения Л.Толстого «Утро помещика». (Звучит отрывок из произведения.)
Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один пробыл в ней все лето. Осенью он неустановившейся ребяческой рукой написал к своей тетке, графине Белорецкой, которая, по его понятиям, была его лучший друг и самая гениальная женщина в мире, следующее переведенное здесь французское письмо:
«Милая тетушка. Я принял решение, от которого должна зависеть участь всей моей жизни. Я выхожу из университета, чтоб посвятить себя жизни в деревне, потому что чувствую, что рожден для нее. Ради бога, милая тетушка, не смейтесь надо мной. Вы скажете, что я молод; может быть, точно я еще ребенок, но это не мешает мне чувствовать мое призвание, желать делать добро и любить его
… Не моя ли священная и прямая обязанность заботиться о счастии этих …человек, за которых я должен буду отвечать богу? Не грех ли покидать их на произвол грубых старост и управляющих из-за планов наслаждения или честолюбия? И зачем искать в другой сфере случаев быть полезным и делать добро, когда мне открывается такая благородная, блестящая и ближайшая обязанность? Я чувствую себя способным быть хорошим хозяином…
Учитель. В каком возрасте приехал князь Нехлюдов в деревню? (19 лет.)
Учитель. На каком курсе университета он учился? (3-й)
Учитель. Вычислите: 1862–50+62–19+18+3.
Ответ: 1876.
Учитель. Вот мы получили третью дату. О чем же они нам говорят?
Историческая справка. Посещение Казани
Именно в нашем городе, где прошло отрочество, и юность гениального писателя он впервые задумался о выборе своего пути, цели своей жизни. Впечатления казанского периода жизни Льва Толстого нашли отражение в его рассказах «После бала», «Утро помещика», трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Толстой посещал Казань еще трижды: в 1851 году (проездом на Кавказ), 1862 и 1876 гг.
Учитель. Выставьте за задание «Вопрос-ответ» в оценочный лист за каждый правильный ответ 1 балл.
IV. Заключительная часть
Учитель. В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.
Сегодня вы узнали о небольшом периоде жизни этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.
V. Итог урока
1. Подведение итогов.
Выставление оценок группе в оценочный лист по таблице:
Баллы | Оценка |
20 – 24 | 4 |
25 –27 | 5 |
VI. Домашняя работа
Учитель. В течение всего урока вашу самостоятельную работу сопровождала мелодия. Как вы думаете, что это за произведение и кто композитор? (Вальс Льва Толстого.)
Поменяв задания в структуре урока, можно применить его для каждого класса, как это показано на примерах VIII и V классов.