Обучение хореографии с учетом индивидуальных физиологических особенностей младших школьников
Алина САТИКОВА
преподаватель хореографии
«Детская школа искусств №15»
г. Казани
Аннотация: В статье раскрывается понятие «младший школьный возраст», «физиологические особенности», характеристика педагогических условий и методы организации хореографического обучения.
Ключевые слова: хореография, индивидуальные особенности, физиологические особенности, младший школьный возраст, педагогические условия.
Enseigner la chorégraphie en tenant compte des caractéristiques physiologiques individuelles des collégiens
Alina SATIKOVA
Abstract: The article reveals the concept of «primary school age», «physiological characteristics», characteristics of pedagogical conditions and methods of organizing choreographic training.
Keywords: choreography, individual characteristics, physiological characteristics, primary school age, pedagogical conditions.
Из года в год в детские хореографические коллективы поступают сотни девочек и мальчиков. Перед педагогом возникает задача по организации успешного обучения танцевальным навыкам и целый ряд сопутствующих развивающих и воспитательно-образовательных задач. Для того чтобы успешно реализовать основные задачи, преподаватель должен выбрать актуальные и эффективные формы и методы обучения подрастающего поколения и уметь ими оперировать.
Младший школьный возраст – возрастной период, характеризующийся активным физическим развитием, высоким уровнем двигательной активности и развития координационных способностей.
Для организации эффективной и успешной работы по развитию детей педагогу необходимо знать и учитывать особенности психологии, анатомии и физиологии младших школьников [7, c. 35].
Отсутствие багажа необходимых знаний об особенностях формирования и развития организма ребенка может привести к серьезным ошибкам в методике хореографического обучения, что, в свою очередь, ведет к перегрузке интеллектуальных и физических способностей детей и нанесению ущерба их здоровью. В связи с этим педагогу требуется не переутомлять воспитанников, строго соблюдать режим учения и отдыха.
В возрасте 6 –11 лет воспитательная и учебная деятельность ребенка находится в тесной взаимосвязи с физическим развитием и общим состоянием здоровья. На данной возрастной ступени развитие ребенка проходит относительно равномерно, спокойно и пропорционально.
Так, Г. В. Бурцева отмечает, что «по некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет и до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы» [1, с. 136].
В младшем школьном возрасте протекает активное функциональное совершенствование мозга – процессы возбуждения также сильно проявляются, ребенок в высокой степени непоседлив, возбудим, но при этом, по сравнению с дошкольным возрастом, процесс торможения становится более сильным.
Вес мозга младшего школьника также претерпевает изменения: в 7 лет – 1270 граммов, и к 11 годам вес составляет от 1400 граммов [3, с. 113].
В возрасте 7–11 лет происходит развитие костной системы ребенка (окостенение таза, грудной клетки, позвоночника, укрепление хрящей). В этой связи, на данном возрастном этапе, требуется заботиться о правильной осанке, постановке корпуса, походке воспитанников. Продолжается формирование структуры тканей: по сравнению с дошкольным возрастом, рост в длину замедляется, вес тела увеличивается (ежегодно рост увеличивается на 3 – 6 см, а вес на 1,5 – 3 кг.) [3, с. 116].
Костная система, в особенности позвоночник, отличаются высокой степенью гибкости и податливости, по этой причине у младших школьников может возникнуть ассиметричное положение тела, искривление осанки. Чтобы избежать данного негативного проявления, рекомендуется ввести занятия партерной гимнастики.
В период младшего школьного возраста быстро растут мышцы сердца, увеличивается диаметр кровеносных сосудов, отмечается легкая возбудимость сердца, результатом чего может наблюдаться частая аритмия [6, с. 94]. При правильной организации учебного процесса по физическому развитию детей наряду с улучшением работы сердечно-сосудистой системы расширяются и укрепляются дыхательные мышцы, улучшается координация движений, выносливость, ловкость, скорость и формируются двигательные умения и навыки.
Происходит активное формирование и развитие окружности и формы грудной клетки, что ведет к увеличению жизненной емкости лёгких (ежегодно увеличивается в среднем на 150 мл). Так, в возрасте 7 лет, у девочек жизненная емкость легких равна 1200 мл, у мальчиков – 1500 мл. К 11 годам жизненная емкость легких у девочек увеличивается примерно до 2000 мл, у мальчиков – до 2200 мл. [6, с. 100] При этом следует учитывать тот факт, что дыхательная система в данном возрасте остается несовершенной по причине слабости мышц (так, у детей отмечается поверхностное, учащенное дыхание) [6, с. 102]. Поэтому педагог должен обучить молодых воспитанников согласовывать движение тела с дыхательными процессами.
С дыхательной системой в тесном взаимодействии находится вся система кровообращения, которая служит для газообмена и поддержания уровня тканевого обмена веществ. Иначе говоря, к клеткам тела и внутренним органам в крови поступают необходимые питательные вещества.
В учебнике А. С. Солодкова «Возрастная физиология» отмечено, что «высокая скорость процессов обмена веществ сопряжена с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7– 8% у взрослого человека» [4, с. 37].
Чрезмерные физически нагрузки, отсутствие периодов отдыха ведут к ухудшению вещественного обмена, что, в свою очередь, может привести к замедлению развития роста.
Преподавание хореографических дисциплин, развитие в детях любви к танцевальному искусству – сложной процесс. Так, педагог должен избрать грамотный, целенаправленный психолого-педагогический подход, который даст возможность раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, развить в нем культурную личность.
Мы предполагаем, что для организации эффективного хореографического обучения учащихся младшего школьного возраста, педагогу требуется обеспечить ряд педагогических условий.
Однако для начала следует дать определение понятия «педагогические условия». Так, по мнению Т. В. Тарасенко, «педагогические условия представляют собой компонент педагогической системы, который отражает совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие» [2, с. 33].
Условие № 1. Обогащение содержания образования посредством организации продуктивной деятельности школьников, которая нацелена на формирование и развитие у младших школьников навыков сотрудничества. Например, для того чтобы сформировать у детей сознательное отношение к хореографическому искусству, можно предоставлять им возможность иногда меняться с хореографом местами. Так, происходит творческая реализация ученика, всестороннее развитие познавательной сферы ребенка (мышления, восприятия, воображения, памяти); на новый уровень переходят социальные и коммуникативные способности учащегося. Продуктивное формирование навыков сотрудничества у учащихся начальных классов возможно в условиях грамотно организованной социально-психологической среды, которая включает в себя содержательное соединение заданных и инициативных видов продуктивной деятельности детей.
Условие № 2. Со стороны педагога должны быть выдвинуты реалистичные, индивидуальные, оптимальные требования к каждому учащемуся: требования должны быть высокими, но при этом не завышенными. В противном случае ученики могут потерять интерес к учебе. Так, в процессе обучения хореографии педагог должен ориентироваться на зону оптимальной трудности каждого ребенка.
Условие № 3. Если имеется возможность, то необходимо за учеником оставлять право выбора формы работы, нужно предлагать детям на выбор домашние задания, упражнения.
Условие № 4. Для того чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо чередовать формы и методы хореографического обучения (групповая, индивидуальная, игровая, поисково-исследовательская и т.д.). Это, в свою очередь, будет мотивировать работу детей, побуждать их к изучению нового материала.
Ведущим видом деятельности учащихся младшего школьного возраста является обучение, которое приходит на смену игровой деятельности и является центральной в дошкольном возрасте. В тот время как младшие школьники большую часть времени отводят процессу обучения, игры продолжают существенно влиять на развитие детей и не перестают быть актуальными и востребованными в данный период. Только теперь у игр меняется направленность и содержание. Например, на занятиях хореографии, могут быть предложены упражнения и задания, нацеленные на музыкально-ритмическое развития воспитанников, развитие координации, вырабатывание правильной осанки и т.п.
Постепенно, с ходом взросления, от игровых форм дети переходят к осмысленной учебной деятельности.
Условие №5. Педагог должен создавать ситуацию успеха для учащихся, постепенно усложняя ранее выдвинутые требования. О. Б. Буксикова отмечает, что «Наиболее действенной в работе с детьми данного возраста является цепочка «потребность – переживание – действие», которая наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх» [9, с. 71].
Условие №6. За успех ученика необходимо наградить. Оценка педагога всегда оказывает влияние на мотивацию ребёнка. Ребенок младшего школьного возраста, например, радуется, когда педагог просит его продемонстрировать выполнение элемента перед другими учащимися и гордится этим. При анализе и критике воспитанников учитель должен высказаться объективно и конкретно. Следует избегать при высказывании унизительных высказываний.
Условие №7. Педагог должен формировать у детей верную стратегию умственных действий, чтобы у учащихся не возникло беспомощности перед новым учебным материалом, для этого требуется грамотно выстраивать всю логическую цепочку образовательного процесса.
На занятиях хореографией с младшими школьниками большую роль играет музыкальное сопровождение. Упражнения с ярко выделенными звуковыми акцентами (хлопы, топы) особенно эффективны при ритмико-мелодическом развитии воспитанников [5, c. 86].
В младшем школьном возрасте активно развиваются навыки пространственной ориентировки и дифференцированного мышечного ощущения, что, в свою очередь, даёт возможность постепенного освоения более сложных танцевальных комбинаций.
Личность самого учителя также оказывает влияние на развитие учебной мотивации. В процессе педагогического общения учитель осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои функциональные и социально-ролевые обязанности по управлению воспитательным и образовательным процессом.
Для того чтобы повысить мотивацию к изучению хореографических дисциплин у младших школьников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления воспитательно-образовательной деятельности на занятиях хореографии:
Рис.1. Методы организации хореографического обучения
В своей деятельности педагогу-хореографу необходимо активно использовать различные приемы и методы мотивирования младших школьников:
– эмоциональные (создание ситуации успеха, выделение сильных и слабых сторон ученика, поощрение, стимулирующее оценивание);
– познавательные (создание проблемных ситуаций, выбор формы работы, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
– волевые (предъявление учебных требований, самооценка и коррекция своей деятельности);
– социальные (создание ситуаций взаимодействия, сотрудничества).
Выбор оптимальной и эффективной формы организации процесса хореографического обучения как средства умственного и эмоционального развития, учащихся младшего школьного возраста является важной задачей педагога.
Выделим основные направления деятельности педагога-хореографа на занятиях с детьми младшего школьного возраста:
Рис.2. Основные направления деятельности педагога-хореографа [5, с. 77]
Таким образом, мы можем заключить, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеллектуального и физического развития детей. На данном возрастном этапе происходит активное развитие функций головного мозга, костной и кровеносной систем, укрепление мышечного аппарата как физических, так и умственных сил.
писок литературы:
- Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – СПб.: Питер, 2014 – 207 с.
- Буксикова, О. Б. Традиционные и инновационные подходы к обучению специалистов в области хореографического искусства в ВУЗЕ культуры и искусств / О. Б. Буксикова // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2014. – № 1. – С. 70-73.
- Бурцева, Г. В. Танец и методика его преподавания: мастерство хореографа: учебное пособие / Г. В. Бурцева. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014 – 316 с.
- Пуртурова, Т. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. высш. учрежд. / Т. В. Пуртурова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М.: Владос, 2014/ – 256 с.
- Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. – М.: Академия, 2000, – 230 с.
- Солодков, А. С. Возрастная физиология: учеб. пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Спб.: гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 188 с.
- Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство, 2005. – 214 с.
- Шпак, В. Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы / В. Г. Шпак – Витебск: Изд-во ВГУ, 1997. – 155 с.
- Янковская, О. Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. – №2. – С. 34-37.
