Обучение и воспитание обучающихся через учебный предмет «Иностранный язык»
№ 102
Ирина ДОЛМАТОВА, учитель английского языка средней школы №39 г. Казани
Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так и во всем мире, изменилась роль иностранного языка и, прежде всего, английского языка в системе образования. Из простого учебного предмета он превратился в бытовой элемент современной системы образования, в средства достижения профессиональной реализации личности. Современная ситуация в системе общего среднего образования характеризуется следующими тенденциями в обучении иностранному языку:
— смена парадигмы образования со знаниевой на компетентностную;
— изменение статусных ролей учителя и обучающегося с «субъект-объектной» на «субъект-субъектную»;
— постоянный рост учебной информации;
— возможности разноуровневой подготовки обучающихся;
-возрастная роль иностранного языка как средства личной и профессиональной коммуникации;
— внедрение инновационных технологий;
— личностная ориентация содержания образования;
— усиления социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности обучающегося в условиях современного мира;
— системно-деятельностный подход в процессе обучения при реализации требований ФГОС ОО.
Интегральным результатом содержания образования должно быть становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему успешно самостоятельно решать проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, патриота своей родины.
Особое место в осуществлении этих задач отводится иностранному языку, и прежде всего, английскому языку, ставшему языком межнационального общения. Однако, было бы неправильным сводить обучение иностранному языку только лишь к овладеванию обучающими лексико-грамматической компетенцией, фонетическими навыками и умениями разговорной речи, даже на самом высоком уровне. Овладевание иностранным языком самым тесным образом переплетается с изучением культуры страны изучаемого языка, её истории, особенностей её социально-экономической жизни, политики. Посредством этого происходит овладевание обучающимися социокультурной и коммуникативной компетентностями.
Тем не менее, многие годы при обучении иностранному языку акцент ставился лишь на изучение культуры страны изучаемого языка. При этом, совершенно необоснованно не уделялось должного внимания обучению обучающихся умениям говорить на иностранном языке о своей истории, культуре и достижениях своей страны. Вместе с тем, такое обучение можно и нужно осуществлять, используя метапредметные связи, этно-культурный компонент и реализуя принцип адаптивной инновации модификационного масштаба на уроках иностранного языка.
Помимо повышения культурного и образовательного уровня молодого поколения, это решает такие важные воспитательные задачи, как формирование уважения к культуре народов своей страны, развивает у обучающихся чувство патриотизма, любви и уважения к истории своего народа, к Родине и её достижениям, это увеличивает количество точек соприкосновения в межкультуронм общении с представителями других стран в реальных ситуациях.
Важность и актуальность осуществления такого подхода подтверждается решениями ЮНЕСКО, предложившей следующий путь межкультурной интеграции: от культуры своего народа — к культуре соседнего народа, от культуры соседнего народа — к культуре мировой.
Таким образом, развивающий образовательный и воспитательный процессы выступают в неразрывном единстве. За необходимость такого подхода к образовательно – воспитательному процессу выступал и Ю.К. Бабанский, который отметил: «Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость».
В этой связи, учебный предмет «Иностранный язык» обладает огромным не только образовательным и развивающим, но и, прежде всего, воспитательным потенциалом, формируя предпосылки и условия нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания обучающихся.
Я глубоко убеждена, что каждый урок английского языка может и должен обеспечивать осуществление образовательной, развивающей и воспитательной целей. Хорошо продуманный, с использованием инновационных технологий, метапредметных связей с учетом психолого – возрастных особенностей и потребностей обучающихся урок английского языка способен внести достойный вклад в обучение и воспитание гармонически развитой и высоко образованной личности обучающегося.
Осуществление вышеназванных целей урока английского языка возможно на всех этапах преподавания. Так, уже в начальной школе помимо осуществления образовательных и развивающих целей урок английского языка способствует эстетическому, нравственному, трудовому и патриотическому воспитанию. В своей работе с учащимися начальной школы я стараюсь буквально с первых уроков учить обучающихся нормам поведения, прививаю им культуру речевого общения, развиваю навыки систематической самостоятельной работы, то есть осуществляю цели трудового воспитания.
Во главу угла в своей работе я ставлю осуществление целей патриотического воспитания обучающихся. Огромное значение в этой связи играет осуществление на каждом уроке английского языка принципа этно- культурного компонента, способствующего осуществлению социокультурных, межкультурных и коммуникативных компетенций обучающихся.
С большим интересом обучающиеся начальной школы составляют диалоги и рассказы, выполняют проектные работы о своей семье, о достопримечательностях и истории Казани, о национальной одежде народов, населяющих Татарстан, о природе, о животном мире, о климате родного края, о национальных блюдах. В ходе выполнения данного вида работ обучающиеся, приобретая навыки и умения партнерства и общения в коллективной работе, углубляя знания английского языка, расширяют и интегрируют фактические знания по другим предметам, развивают навыки владения компьютерными технологиями (так как поисковая работа связана с получением информации из интернета), узнают много нового для себя о своем крае, проникаются гордостью за свой народ и его достижения. Например, при изучении во 2-ом классе темы «Мой мир» («My World») и «Одежда» (по УМК «Звездный английский» авторов В. Эванс, Д.Дули, К Баранова, В. Копылова, Р. Миллурд) для общеобразовательных школ с углубленным изучением английского языка, учащиеся с большим увлечением выполнили проектные работы на тему «Национальный костюм твоего народа». С большой заинтересованностью эти дети осуществили выполнение проектных работ по теме «Климат и погода в моем крае» при изучении темы «Мир вокруг меня». Обучающиеся 4-х классов выполнили великолепные проектные работы о Казанском Кремле, о Булгарах, о Свияжске и других достопримечательностях Казани и Татарстана при изучении темы «Мой мир». Большой озабоченностью об экологических проблемах проникнуты проектные работы учеников 4-го класса на тему «Моя планета».
Аналогичные виды работ также пользуются большой популярностью у обучающихся среднего и старшего звена средней школы.
С большой заинтересованностью учащиеся 6-х классов писали сочинения и создавали проектные работы о спортивных достижениях своих земляков на тему «Спортивная Казань в лицах». При выполнении проектных работ по подтемам: «Мой учитель физкультуры – чемпион мира», «Наш президент – самый спортивный президент в мире», «Достижения наших земляков на Паралимпийских играх», «Победы «Камаза» на международных ралли» и т. д., обучающиеся помимо освоения обширного лингвистического лексико–грамматического материала, использования компьютерных технологий, расширили свои знания в области истории спорта и спортивных достижений в Татарстане. Такой вид работы позволяет обозначить пример для подражания, пропагандирует здоровый образ жизни, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.
Использование учителем принципа этнокультурного компонента на уроках английского языка в старших классах позволило обучающимся старшеклассникам успешно выполнить ряд компьютерных презентаций по самым разнообразным темам. Вот некоторые из них: «Гостиничный бизнес в Казани», «Как организовать успешный торговый бизнес» и др. Трудно оценить важность подобных видов деятельности обучающихся, так как выполнение этих работ в значительной мере повысило уровень их социокультурной и коммуникативной компетенции. Помимо развития навыков лингвистической компетенции эта работа расширила их знания в экономике, познакомила с экономическим потенциалом родного края, с возможностями развития бизнеса в Казани, Татарстане, что может быть использовано ими в дальнейшем при выборе будущей профессии.
Таким образом, осуществление единства образовательной, развивающей и воспитательной целей на уроках иностранного (английского) языка помимо привлечения самых разнообразных форм работы и творческих заданий позволяет успешно решать задачи, поставленные перед средней общеобразовательной школой в деле формирования высокообразованной гармонически развитой, толерантной личности обучающегося, патриота своей родины, обладающего многочисленными компетенциями, которые позволяют ему спешно самореализоваться в будущем как профессионально, так и духовно.