Образ Родины в лирике М.А. Волошина)
№ 161
(Урок литературы в XI классе)
Марина РЯБОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №36 г. Казани
Цели:
– определить мотивы обращения М.А.Волошина к искусству Древней Руси и истории этого времени;
– развивать навыки аналитического чтения;
– способствовать воспитанию чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Видеозарисовка
(Просмотр видеоролика о М.А.Волошине.)
Учитель. В чем уникальность творчества М.А. Волошина?
III. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. М.А.Волошин обращается к образам древнерусской литературы во время суровых испытаний, постигших Россию. Он был глубоко потрясен обрушившимися на страну трагедиями и стремился осмыслить происходящее сквозь призму истории. В статье «Россия распятая» он писал: «Каждый жест современности должен быть почувствован и понят в связи с действием переживаемого акта, а каждый акт – в связи с развитием всей трагедии. Для того, чтобы увидеть текущую современность в связи с общим течением истории, надо суметь отойти от нее на известное расстояние. Обычно оно дается временем. Но, чтобы найти соответствующую перспективную точку зрения теперь же – в текущий миг, поэт должен найти ее в своем миросозерцании о ходе и развитии мировой трагедии».
Во время революции, гражданской войны М.А.Волошин не поддерживал ни одну из борющихся сторон, не анализировал, кто прав, а кто виноват. Он оставался с Матерью, с Россией, которая должна одинаково жалеть своих сыновей. Поэт с глубоким беспокойством следит за событиями, происходящими в стране. Появляется ряд произведений, в которых М.А.Волошин выражает свое отношение к происходящему.
IV. Стадия осмысления
1. Работа над стихотворением «Дметриус-император».
- О чем стихотворение? (Свое внимание М.А. Волошин останавливает на событиях XVII века – века «бунташного», Смутного времени и церковного раскола. Неслучайно его заинтересовал этот период истории. Он считал, что Россия стоит на пороге новой смуты.)
- Стихотворение представляет исповедь Самозванца. Как вы думаете, почему именно этот образ заинтересовал поэта?
Учитель. М.А.Волошин считал, что в это страшное для России время «из могил стали вставать похороненные мертвецы; казалось бы навсегда отошедшие страшные лики по-новому осветились современностью». Поэт писал А.М.Петровой: «Мне, может быть, удастся выявить после и лики русских демонов, не только бесов. Пока у меня единый русский демон – Дмитрий-император. Он уже историческое выявление демонизма, в свое время распыленного тоже между двумя тысячами бесов («имя ему – легион»). Ведь Дмитрий вполне реален – так именно он должен был представляться тем его современникам, которые шли последовательно за всеми самозванцами».
- Какова композиция стихотворения? (Кольцевая. Оно начинается убиением царевича Дмитрия в Угличе и кончается смертью другого младенца, царевича Ивана – сына Марины Мнишек, повешенного у Серпуховских ворот в Москве. Круг истории замкнулся.)
Учитель. В древнерусской литературе круг – символ вечности, повторяемости. Таким образом поэт связывает прошлое Руси XVI – XVII вв. с новым временем. Он видит опасность в возрождении демонов, которые способны уничтожить все живое.
- Назовите ведущий прием, к которому прибегает М.А. Волошин для изображения России? (Поэт показывает, как стонет русская земля. Поэтому он часто прибегает к олицетворению:
Не видала Русь такого сраму!……………………………….
И река от трупа отливала,
И земля меня не принимала.)
Учитель. Влияние на поэта происходящих в России событий было настолько велико, что уже через три дня после создания «Дметриуса-императора» он пишет стихотворение «Стенькин суд». М.А.Волошин писал А.М.Петровой: «Тема ультрасовременная. Мне хотелось святой Руси противопоставить Русь грешную и окаянную. Сейчас начинается настоящий Стенькин Суд. Самозванство, разбойничество – вот элементы всякой смуты».
2. Работа над стихотворением «Стенькин суд».
- Какие события истории воспроизводит поэт? (Поход на Царицын, Симбирск, Хвалынь, плавание на струге с пленной княжной, разорение помещиков, казнь Стеньки Разина.)
- Почему, на ваш взгляд, стихотворение заканчивается угрозой Стеньки вернуться судьей на «расправу на правую»? (Как и в «Дметриусе-императоре», М.А. Волошин использовал теорию исторического круговорота. После развития одного цикла все вернется в первоначальное состояние и начнется новый виток:
Как, восставши из мертвых с мечом, —
Три угодника – с Гришкой Отрепьевым,
Да с Емелькой придем Пугачом.)
- Работая над речью Стеньки, поэт использовал грамматические и лексические конструкции XVII века. Приведите примеры. (Устаревшие слова «охальные», «шельмовали», «благолепье» и др.)
Учитель. Через исповеди самозванца Дмитрия и разбойника Стеньки М.А. Волошин показал страшные лики русской истории. Русь в сознании поэта покрылась грехами. Он создает ряд произведений об образах святых: «Сказание об иноке Епифании», «Святой Серафим» и др. С этими светлыми образами он связывает надежду на будущее. В 1929 году он пишет стихотворение «Владимирская богоматерь».
3. Работа над стихотворением «Владимирская богоматерь».
Учитель. М.А.Волошин впервые увидел икону весной 1924 года в Историческом музее в Москве. Вернувшись домой, он писал С.А.Есениной-Толстой: «Лишь два момента подлинной жизни … я пережил и унес с собой сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».
- Какие события истории поднимает поэт в стихотворении? (Движение против икон, нашествие Батыя на Русь, перевоз иконы из Киева в суздальскую землю, нашествие на Русь Тимерлана.)
- Какие средства художественной выразительности использует М.А. Волошин при изображении Владимирской Богоматери? (Умолчание (Неотступно требует… Немею – / Нет ни сил, ни слов на языке…), эпитеты («в чистых девичьих чертах»), метафоры («озера глаз».)
- В какой строке стихотворения звучит мысль на возрождение России? («Верный страж и ревностный блюститель».)
Учитель. Икона Владимирской Богоматери явила поэту «Светлый Лик Премудрости – Софии», который он воспринял как Лик самой России». Для него это спасительный образ, хранящий Россию в критические моменты истории, указующий «выход потаенный … сквозь тьму веков», в «часы народных бед». Поэт считал, что России суждено пережить муки унижения, но выйдет она из них новой и по-новому великой.
V. Рефлексия
Учитель. Какие открытия сделали сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-эссе на тему «К невидимому граду Китежу».