Образ Петербурга в классической литературе XIX века
№ 118
(Методическая разработка урока литературы в X классе)
Наталья ХАРИТОНОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Апастовской средней школы
Проблемно-ориентированное обучение – это учебный подход, который использует реальные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться. Использование обучающих структур и проблемно-ориентированное обучение дают возможность реализовать, развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы: приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и ученика с учеником. Это способствует возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель, именно ученики обрабатывают информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики чувствуют себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами.
Данная методическая разработка урока литературы построена на технологии проблемно-ориентированного обучения с применением сингапурских структур.
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века и какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев? | |||
Результат обучения: создание и защита постера или брошюры «Образ Петербурга в творчестве писателей XIX века». | |||
Цель: исследовать произведения великих русских писателей, чтобы увидеть Петербург 19-го века их глазами.
|
|||
Задачи:
Обучающие: — создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения; — формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; — формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление; — формировать умения анализировать текст.
Развивающие: — совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; — продолжить работу по развитию культуры речи.
Воспитательные: — создать необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя; — способствовать созданию поисково-творческой атмосферы.
|
|||
Расписание программы проблемно-ориентированного обучения (PBL) |
|||
Урок | Организация процесса PBL | Деятельность | Ресурсы/ Итоговые результаты |
1. | Формирование команд | Микс пэа шэа Обучающиеся встают, смешиваются под музыку, приветствуют друг друга и образуют пару.
А) Эпиграф к уроку: Сам Петербург находится на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории… и он — на пороге. М. М. Бахтин Б) Слово учителя: — Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Они увидели в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Кто эти особенные люди? (обсуждение в команде, а затем ответы школьников) — Да, этими особенными людьми являются писатели. Как вы думаете, над какой проблемой мы с вами будем работать на протяжении следующих уроков? |
Тайм-пэа-шэа В парах по очереди идет обсуждение (эпиграфа) афоризма М.Бахтина. Первым начинает говорить участник, у которого светлее волосы. Каждому дается по 30 секунд времени. Учитель просит поделиться размышлениями.
Затем близстоящие пары объединяются в пары. Учитель раздает карточки с номерами столов. Ученики садятся за столы. Образуется команда. (обсуждение в команде, а затем выборочные ответы школьников) |
2. | Запуск проблемы | А) Используя обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД, школьники делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после просмотра презентации.
Б) Просмотр презентации «Образ Петербурга в классической литературе XIX века».
|
А) Обучающиеся заполняют таблицу ЭЙ АР ГАЙД: колонка ДО.
Б) Обучающиеся заполняют таблицу ЭЙ АР ГАЙД: колонка ПОСЛЕ. Затем школьники обсуждают информацию, которая изменила их мнение. |
ЭЙ АР ГАЙД
до |
утверждения |
после |
Петербург для Пушкина — олицетворение русской государственности. Он восхищен Петербургом. | ||
Лермонтов скучает в Петербурге, он ненавидит фальшь этого города. | ||
Для Гоголя Петербург – город обманчивых контрастов. | ||
Для Некрасова Петербург- город, под блеском и богатством которого скрыты нищета и скорбь. | ||
В романах Гончарова Петербург является лишь фоном, на котором происходят события. | ||
Город Достоевского как бы теснит, давит людей, подталкивает к скандалам и даже толкает на преступления. |
3. | Анализ проблемы | Школьники формулируют проблему: Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди — писатели. Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев? | Обучающиеся заполняют таблицу FILA, составляют план действий каждого участника группы. Группы путем жребия определяют, творчество какого классика будут исследовать: Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского. |
Составление таблицы FILA
Факты:
|
Идеи:
|
Обучающие вопросы:
|
План действий
1.изучить материал учебника и хрестоматии 2. поискать доп. материал в интернете 3.изучить библиотечные материалы 4. проконсультироваться с учителем |
4. | Переоценка проблемы
Поиск и внедрение новых знаний |
А) РАБОТА В КОМАНДЕ. Каждый участник команды получает задание:
№1 – Объясните значение слов «образ», «символ». №2 — Какое место занимает образ Петербурга в творчестве (1 группа -Пушкина, 2 группа — Некрасова, 3 группа — Гоголя, 4 группа — Достоевского)? №3 — В чём заключается двойственность Петербурга в изображении писателя? №4 – Значение образов-символов, связанных с Петербургом, в произведениях писателя. Б) Конэрс. Учитель предлагает рассмотреть исследуемую проблему под другим углом зрения, задает вопрос: «Как вы думаете, какой из 4-х вариантов ответа лучше всего раскрывает образ Петербурга в творчестве … писателя?» и называет «УГЛЫ». Дает 30 секунд на размышление. Школьники выбирают углы, обмениваются мнениями. Угол №1 — Мифология города. (Традиционно в литературе сложился взгляд на Петербург как город, сочетающий в себе реальное и фантастическое, конкретное и символическое). Угол №2 – География, геодезия города. (Хронотоп Петербурга во многом обусловлен природно-географическими факторами, определяющими климатические условия и характер ландшафта, в который вписан город). Угол №3 – Архитектурный облик и топонимика Петербурга. (Это один из всемирных городов-музеев. Его проспекты, площади, набережные, каналы, дворцы, мосты, ограды, памятники не только создают пространственно-пластический образ города, но и сами являются своеобразными художественными персонажами литературных текстов). Угол №4 – другой ответ |
Обновление таблицы FILA
Структура РАУНД РОБИН, обучающиеся по очереди отвечают на вопрос в своих командах.
Структура Конэрс. Школьники выбирают один из двух или более ответов на вопрос. Они встречаются в одном углу с учениками, которые думают так же, как и они, и обсуждают причины своего выбора.
Примечание: обучающиеся делятся на 4 группы для исследования «Образа Петербурга» в творчестве писателя: 1 группа -Пушкина, 2 группа — Некрасова, 3 группа — Гоголя, 4 группа – Достоевского. |
5. | Презентация решения | РАФТ. Школьники (в группах) создают и защищают постер, в котором схематично и наглядно раскрывают образ Петербурга в творчестве писателей XIX века. | Структура постера: 1.Цель исследования 2.Этапы работы. 3.Выводы. |
6. | Рефлексия и оценивание |
|
|
7. | Домашнее задание | Напишите сочинение-миниатюру «Город, в котором невозможно быть» |