Объединение «Творческая мастерская» в лицее

№ 177

Надежда СИМУШИНА,

учитель технологии, педагог дополнительного образования многопрофильного лицея №187 г. Казани

«Если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми».

В. А. Сухомлинский

 

Младшие школьники – это дети от семи до десяти лет. В это возрастной период многие  родителями задумываются, куда отправить ребенка на какие-либо дополнительные занятия. Чаще всего педагогически грамотные родители стараются организовать досуг ребенка с максимальной пользой для его развития и желательно, чтобы это было в стенах родной школы, чтобы не тратить время на дорогу. Можно привести ребенка в музыкальную, художественную школу, театральную студию, школу моделей, спортивную секцию или кружок по декоративно-прикладному творчеству.     ТексТекст.картины8тильные картины к 8 марта
юныеЮные рукодельницы,учащиеся 1-4 классов Современное общество оставляет для детского творчества все меньше свободного пространства, которое не заполняется детской фантазией, непосредственностью, своим виденьем, а заменяется взрослыми штампами, стереотипами и, как результат, готовыми наборами для творчества, продуктами массового производства. Сейчас в семьях очень мало встречается аутентичных и эксклюзивных вещей, таких например, как собственная резная деревянная люлька или самодельные игрушки, лоскутное одеяло, прикроватный коврик, с любовью сотканный бабушкой, ярморочная глиняная посуда и т.д. Эти предметы были наделены глубинным сакральным смыслом и эстетикой, а также несли воспитательную функцию: в простых и понятных сюжетах были скрыты азбучные истины, такие как понятие мира, добра и зла.
Дети перестали делать подарки своими руками (вкладывая в этот процесс свои положительные эмоции),  а копят деньги и покупают, что-то готовое, не несущее в себе тепла созидания и доброго душевного порыва.Формирование, развитие и воспитание эстетического вкуса должно выйти на первый план и в школьном и в дополнительном образовании.   юные2
Объединение «Творческая мастерская» ведет свою деятельность с ноября 2020 года, целевая аудитория – учащиеся I – IV классов (девочки).Целью создания данного объединения стала не только организация дополнительного образования в стенах лицея, но необходимость повышения интереса и мотивации к изучению образовательной области Технология, а также формирование у учащихся эстетического вкуса к декоративно-прикладному творчеству и развитие творческой фантазии. Поюные3дарки на Новый Год для родных и самых любимых своими руками.

Задачи объединения «Творческая мастерская»:

1. Повысить функциональную  грамотность учащихся и повышения качества обученности.

2. Научить учащихся работать с швейными ручными принадлежностями, научит швейным ручным работам, познакомить с различными видами ручных швов и техникой их выполнения; познакомить с видами тканей, ниток, швейной фурнитурой; познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества.

3. Формирование эстетического вкуса к прикладно-декоративному творчеству.

Выделены и изучены основные категории эстетического вкуса, такие как эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и оценка, эстетическое чувство, стремление к эстетическому идеалу и эстетическое сознание, а также возрастные особенности их формирования и развития с помощью вовлечения воспитанников в активный процесс декоративно-прикладного творчества.

4. Подготовить учащихся к участию в различных творческих конкурсах и олимпиадах по технологии.

На первый взгляд может показаться, что это обычный кружок «Мягкой игрушки», но если разобраться и капнуть глубже, то мы очень удивимся, что через прикладной труд у детей развиваются глобальные компетенции.

По международным исследованиям PISA за 2018 год Россия находится на 33 месте (глобальная компетентность/функциональная грамотность), что является не лучшим показателем для нашей страны и республики в том числе. К 2025 году перед нами стоит задача войти в первую десятку стран мира.

Функциональная грамотность включает в себя:

– читательская грамотность;

– математическая грамотность;

– научно-естественная грамотность;

– финансовую грамотность. Все они, одни напрямую, другие косвенно, развиваются на занятиях «Творческой мастерской».

Читательская грамотность на занятиях развивается за счет работы с текстом (в нашем случае с инструкцией по выполнению работ), т.к. без осмысленного чтения и понимания, что за чем выполнять, как это сделать правильно, чтобы наше изделие получилось красивое и качественное, не возможно. юные4Одна из первых работ, подарок ко Дню Матери

Математическая грамотность: расчет необходимого количества ткани, фурнитуры, сопутствующих материалов, построение чертежа, на основе которого выполняется выкройка изделия, в котором указывается количество деталей, размеры припусков для швов – все это залог качественного изделия.

юные5Интерьерная «чердачная» игрушка Научно-естественная грамотность: через изучения материалов, с которыми девочки работают, они узнают их особенности, характеристики, способы создания материалов. Узнают, что для прикладного-декоративного творчества возможно использовать и вторичное сырье (в нашем случает остатки ткани с швейного производства), что формирует в них и экологически правильные взгляды по вопросу потребления ресурсов.

Финансовая грамотность: понимание затрат на производство того или иного изделия, формирования стоимости его при реализации на различных ярмарках (также наша цель на будущее развитие объединения) – формирует у учащихся правильное отношения и к финансовым ресурсам.

Таким образом, через ручной труд развиваются не только навыки самообслуживания (например, такие как умение пришить оторвавшуюся пуговицу), но и  формируется и развивается эстетический вкус, а также происходит и формирование у учащихся глобальных компетенций.  юные6