Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
№ 138
(Технологическая карта урока литературы в 6 классе)
Ангелина ШАРИФУЛЛИНА,
учительница русского языка и литературы 1 квалификационной категории Поисевской средней школы Актанышского района
Цели урока: раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором, пробудить в детях желание творить добро, научить анализу текста, продолжить работу над совершенствованием монологического высказывания.
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Планируемые результаты:
Предметные: знать нравственные проблемы, затронутые автором, знать содержание рассказа и основные факты биографии Распутина; уметь анализировать художественный текст, работать над навыками монологической речи.
Метапредметные:
Личностные: положительно относиться к познавательной деятельности, понять основную идею рассказа, формировать уважительное отношение к ответам одноклассников, объективно оценивать свои действия. положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: научиться самостоятельно оценивать и принимать решения.
Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладеть навыками решения проблем.
Коммуникативные: развивать умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения, эффективно разрешать конфликты
Межпредметные связи: история, биология, ИКТ, география.
Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технология, проектирование.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, групповая.
Ресурс: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, мультимедийная презентация, видеофрагменты «Уроки французского» (из кинофильма режиссера Е.И.Ташкова), портрет Распутина.
Структура и ход урока
Этап урока |
Название ЭОР |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1.Мотивационный этап. |
Презентация – Слайд 1 |
-Добрый день, уважаемые ученики. Начать наш урок я бы хотела с притчи:«Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: — Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть». |
Подготовка к уроку. Прослушивание притчи. |
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
2.Актуализация знаний. Целеполагание. |
Презентация – Слайд 2,3 |
-Прежде чем приступить к анализу притчи, я бы хотела напомнить вам об оценочных листах на ваших партах. В них вы должны самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.-Как вы думаете, о чем эта притча?
-Да, вы правы, эта притча о неравнодушии к чужому горю, о доброте человека. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, какие уроки доброты Распутин смог вложить в свой рассказ «Уроки французского». |
Знакомятся с пунктами оценочного листа. Предлагают варианты ответов на поставленный проблемный вопрос. Определяют цель урока. |
Личностные УУД: нравственно-этическое оцениваниеРегулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия
Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.
|
3.Обобщение и систематизация полученных знаний (Проверка дом. задания). |
https://obrazovaka.ru/test/uroki-frantsuzskogo-6-klass-po-rasskazu-rasputina.html тест по рассказу http://www.peoples.ru/art/literature /prose/roman/rasputin/index1.htmlбиография Распутина http://russia-karts.ru/karta-irkutskaja-oblast-podrobnaja-s-nas/podrobnaja-karta-ust-uda-irkutskaja-obla карта села Усть-Уда, Иркутской области
|
-Для того чтобы проверить ваше дом.задание, предлагаю пройти вам небольшой тест по произведению.-Спасибо за ваши ответы, не забудьте оценить свою работу.
-Поработайте в группах. Вспомните еще раз биографию Валентина Распутина и сравните ее с рассказом. Что общего между ними? Какое село подарило нам талантливейшего писателя? Как называется произведение, события которого совпадают с фактами биографии? |
Отвечают на вопросы теста. Рассказывают об основных фактах жизни Распутина, дополняя их предложенной информацией. Сравнивают факты из биографии и рассказа, определяют их схожесть. |
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.
Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
4. Изучение нового материала. |
https://domalekar.ru/malokrovie-lechenie.html статья о малокровии https://www.youtube.com/watch?v =aWCqFWFxLEY&feature=emb_logoвидеофрагменты «Уроки французского» режиссера Е.И.Ташкова |
-Почему учительница пожалела мальчика? Пообсуждайте в парах и ответьте на вопрос.-Давайте проведем словарную работу. Запишите в тетради значение слов малокровие, урок, закон, доброта. А помогут вам в этом приведенные мною статьи.
-Посмотрите фрагменты из кинофильма Ташкова. -1 группа даст характеристику Лидии Михайловны. 2 группа перечислит нравственные уроки, которые дала молодая учительница. 3 группа даст характеристику главному герою. Всем группам работу представить в виде кластера. -Из статьи в учебнике «Уроки доброты» выпишите 3 главных закона Распутина. Дать им объяснение. |
Обсуждают ответы в парах, отвечают на вопрос. Записывают определения словам. Смотрят фильм. Обсуждая в группах, составляют кластеры. Работают с учебником, анализируют статью, выписывают 3 главных закона Распутина. |
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5. Физминутка |
Презентация — Слайд 4 |
-Я буду вам перечислять положительные и отрицательные качества человека, если качество положительное вам необходимо похлопать, если отрицательное – присесть. |
Внимательно слушают учителя, выполняют физминутку. |
|
6. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока |
Презентация – Слайд 5 |
-Как вы думаете, почему в статье Распутина «Уроки доброты», говорится о том, что учительница не помнит то, как она отправляла посылку с макаронами мальчику. О чем это говорит?Составьте синквейн, описав Лидию Михайловну. (Схема представлена на слайде)
-Какие уроки вы сегодня получили? -Что значит быть добрым? -Да, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. Быть добрым это значит совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен. Это актуально как в послевоенные годы, так и в наше время. Именно это пытался донести до нас сам Распутин. |
Размышляют над вопросом. Составляют по образцу синквейн. Подводят итоги всей работы. Отвечают на вопросы. |
|
7. Рефлексия (Работа с оценочными листами) |
Презентация – Слайд 6 |
-Я надеюсь, урок вам понравился и оставил след в ваших сердцах. Сдайте оценочные листы, чтобы я смогла поставить вам оценки за урок. |
Подсчитывают баллы в оценочных листах и сдают их. |
Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выборРегулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство |
8. Домашнее задание |
Презентация – Слайд 7 |
1.Ответить на проблемный вопрос: «Как бы вы поступили с Лидией Михайловной на месте директора?».2.Составить кроссворд по рассказу. |
Записывают домашнее задание в дневники. Получают рекомендации по его выполнению |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Биография В.Распутина | Текст | http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/rasputin/index1.html |
2. | Тест по рассказу | Тест | https://obrazovaka.ru/test/uroki-frantsuzskogo-6-klass-po-rasskazu-rasputina.html |
4. | карта села Усть-Уда, Иркутской области | рисунок | http://russia-karts.ru/karta-irkutskaja-oblast-podrobnaja-s-nas/podrobnaja-karta-ust-uda-irkutskaja-obla |
5 | Статья о малокровии | Текст | https://domalekar.ru/malokrovie-lechenie.html |
6 | Видеофрагменты «Уроки французского» режиссера Е.И.Ташкова | Видео | https://www.youtube.com/watch?v=aWCqFWFxLEY&feature=emb_logo |
7 | Презентация к уроку | 7 слайдов |