Нравстенное воспитание младших школьников средствами художественной литературы
№ 191
Эльвира ШАЙДУЛЛИНА,
учитель начальных классов многопрофильного лицея № 187 г. Казани
Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, общественных отношений и всё – это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с воспитанием устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Содержание нравственного воспитания должно быть направлено на формирование у школьника нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе, они связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Чтобы формировать у школьника нравственные отношения, необходимо включать его в соответствующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др.
В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения, и укрепляется воля. Без хорошо организованной практической деятельности и умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
В числе гуманитарных дисциплин, с наибольшей силой влияющих на становление личности школьника, находится литература, обладающая богатыми познавательными, мировоззренческими, педагогическими, эстетическими возможностями. Она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. На уроках литературного чтения, в процессе изучения художественной литературы, учащиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д.
Художественная литература, которая раскрывает благородные человеческие чувства и мысли, ведет ученика к оценке и осмыслению личностных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм.
Таким образом, нравственное воспитание учащихся, является одной из первостепенных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества. Содержание нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.