Невероятные приключения детей в сказочной стране

 

Невероятные приключения детей

в сказочной стране

(Экспериментально–исследовательская деятельность в

старшей группе)

 

Альбина МУЗАФФАРОВА,

инструктор по физической культуре

Лилия ФАТТАХОВА

старший воспитатель

Лилия ХАЙРУЛЛИНА

воспитатель

детский сад №141 г.Казани

 

 

Задачи:

«Познавательное развитие»

  1. Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита.
  2. Уточнить знания о назначении компаса, временах года, явлениях природы.
  3. Развивать умения обобщать результат работы и делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, интерес.
  4. Развивать навыки работы с элементарным лабораторным оборудованием, соблюдая при этом аккуратность, правила обращения с предметами.
  5. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

«Речевое развитие»

1.Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление.

«Социально–коммуникативное развитие»

  1. Формировать умения действовать по правилам.
  2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.

«Физическое развитие»

  1. Укрепить психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания НОД, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  2. Развивать умение самостоятельно вспомнить, показать любое физическое упражнение во время физминутки.

Методы и приемы: ритуалы начала и окончания НОД, загадки, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов),

Метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Материалы к занятию: конверт с письмом, карточки с заданиями, рюкзак, компас,веревка, «следы», три различных ключа с брелоками неправильной формы, плоскостной замок с отверстием, совпадающим с одним из брелоков ключей; д/и « Когда это бывает?», таз с водой, дуга для подлезания, пластмассовые, деревянные, железные предметы, воздушный шарик, коробка, игрушка змейка, сундук, книги со сказками, «полянка», цветные и белые полоски бумаги, бутылочки с водой, бутылочка с молоком, палочки, кусочек сахара рафинада, соль, растворимый кофе.

Предварительная работа: проведение детьми опытов с водой, воздухом, магнитом, знакомство с компасом, явлением магнетизма.

 

Ход занятия:

Начала занятия:

– Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вверх)

Один, два, три, четыре пять (загибают пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять! (идут по кругу)

Сюрпризный момент:

– Ребята! Сегодня утром каким–то волшебным образом у меня на столе появилось письмо из сказочной страны. Из этого письма я узнала, что в сказочной стране случилась беда! Кто-то похитил все сказки и спрятал их в волшебный сундук. Представляете, как неинтересно теперь будет нам без сказок?! А открыть этот волшебный сундук можно, если отправиться в сказочную страну и собрать три волшебных ключа. Что же теперь делать?

(Надо отправиться в сказочную страну и найти ключи).

– Я так и знала, что вы захотите помочь жителям сказочной страны и решите отправиться в это путешествие.

– Но страна ведь сказочная, и попасть в нее мы сможем только на каком-то необычном транспорте. Как вы думаете, чтобы это могло быть? (ответы детей).

– Я захватила с собой рюкзак с разными вещами, которые могут нам пригодиться в нашем с вами путешествии. Вот посмотрите, что тут есть, может быть, какой-то предмет поможет нам попасть в сказочную страну.

(Дети рассматривают содержимое рюкзака и выбирают воздушный шарик).

– А как же нам может помочь добраться до сказочной страны воздушный шарик? (Нужно надуть воздухом воздушный шарик и лететь на нем).

– Верно! Давайте так и сделаем, надуем шарик.

Дыхательная гимнастика «Надуем шарик»

(Под быструю музыку обегаем зал).

– Вот мы и прилетели. Ой, смотрите, ребята, здесь на полянке лежит записка!

Наверное, это для нас. Давайте прочитаем: «Если точно на север пойдете, то дорогу к ключам найдете». Все понятно – надо идти на север. Но как же нам определить, где здесь север, а где юг, запад, восток? Что делать? ( Если дети затрудняются ответить, что нужно воспользоваться компасом, то предложить

снова поискать в рюкзаке «нужную вещь»).

– Надо посмотреть на компас, он покажет, где находится север. (Дети по компасу определяют в какую сторону им надо идти. Подходят к коробке на которой лежит карточка с заданием).

– Кажется, мы наткнулись с вами на новое препятствие: «Ключ охраняет ядовитая змея! Если достанешь ключ, не касаясь его рукой, то этот ключик будет твой. Если справишься с заданием, то дальше дорогу к сундуку со сказками тебе покажут волшебные следы. Как же мы сможем с вами достать ключ из коробки, не дотрагиваясь до него рукой? (Если дети затрудняются

ответить, ищем нужный предмет в рюкзаке).

– Нужно воспользоваться магнитом. (Магнитом достают ключ). Вот мы и добыли первый наш ключ. Смотрите, а вот и волшебные следы. Идемте прямо по следам, и мы попадем туда, куда нужно.

– Ну вот, следы привели нас к каким-то воротам. Тут лежит записка. Сейчас мы с вами узнаем, что дальше делать: «Как только все свойства воды назовите, так ключик волшебный возьмете и через ворота в царство Водяного попадете».

– Давайте вспомним:

Где живет вода?

Для чего нам нужна вода?

Как мы его используем?

Игра с мячом (воспитатель бросает мяч, дети отвечают – пьем, моем руки, игрушки, пол; готовим еду, стираем, поливаем цветы; вода льется, течет).

Артикуляционная гимнастика

– Ребята, а вы помните песенку воды? (Да)

– Споем? (Да)

– Как поет вода, когда течет из крана? (сесссс)

– Как кипит в кастрюльке? ( Буль-буль-буль)

– Как капает дождиком? (Кап-кап-кап)

– А для того, чтобы назвать свойства воды я приглашаю вас в лабораторию, где проведем опыты с водой.

Давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело

Пролил воду не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Опыты с водой

1 опыт:

– Дети, что налито в бутылочке? (молоко)

– Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают)

– Почему вы выбирали полоску белого цвета? (молоко белое)

Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды (дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды).

Выводы: вода бесцветная

Открою вам, друзья, секрет

А у воды, ведь цвета нет.

Цвет подобрать к ней невозможно

Она бесцветна, это точно.

2 опыт:

– У нас есть палочки. Я опущу палочку в бутылочку с молоком, а вы в свои бутылочки с водой.

– Видно ли палочку в бутылке с молоком?

А в бутылочках с водой?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она?

Вывод: вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.

3 опыт:

– Ребята, у вас в бутылочках чистая вода (Предложить кому-то из детей насыпать ложку соли)

– Что произошло с солью в бутылочке?

Куда она исчезла? (соль растворилась, вода стала соленой)

(Предложить положить кусочек сахара рафинада)

–Что произошло с сахаром? (сахара тоже не видно в бутылочке)

А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (сладкая)

–У нас есть еще бутылочка с чистой водой

Что туда можно насыпать? (растворимый кофе)

Посмотрите внимательно, что происходит?

(Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду).

Примечание: кофе не следует перемешивать.

Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? (они не окрасили воду)

– Кофе? (кофе окрасил воду).

Вывод:

1 Вода растворяет соль, сахар, кофе.

2 Некоторые вещества могут окрашивать воду (кофе), а некоторые нет (соль,

сахар).

– А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо–плохо»

Разобьемся на две команды. Первая команда отвечает на вопрос:

«Вода – это хорошо? Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо? Почему?»

Первая команда:

Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, варить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Первая команда отлично справилась с заданием.

Послушаем теперь вторую команду.

Вторая команда:

Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Самомассаж активных биологических точек:

Льется чистая водица (волнообразные движения рук)

Мы умеем сами мыться (потереть ладонь)

Моем носик, моем ротик (растирают крылья носа)

Моем шею, моем уши.

После вытремся посуше (поглаживают лоб)

– Послушайте, я расскажу вам о воде:

«Волшебная вода»

Н. Рыжовой

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

– Вот сколько пользы приносит нам вода!

Давайте ее беречь и зря не разливать!

– Свойства воды назвали, можно идти дальше.

(Дети забрав ключик, проходят в ворота – подлезание под дугу).

– У нас с вами уже есть два ключика. Отправляемся дальше по волшебным следам.

– Привели нас волшебные следы к волшебному озеру. Посмотрите, на дне озера лежит еще один ключик, а вот как нам его достать, мы, наверное, сможем узнать из этой записки: «Найдите предмет, что до дна озера волшебного доберется, и тогда ключик вам достанется».

– Ребята, здесь лежит много разных предметов. Но как узнать, который из них может добраться до дна, то есть затонуть?

(Дети методом экспериментирования из предложенных предметов пластмассы, дерева, бумаги –подбирают нужный предмет: что-то из железа).

–Теперь у нас есть все три волшебных ключа, но посмотрите, волшебные следы все еще куда-то нас ведут. Идемте дальше.

– Следы привели нас прямо к сундуку, но тут снова лежит какая-то записка и огромный конверт. Давайте прочитаем, что написано в записке: «Как только осколки картин соберете и нужное время года назовете. Так сундук ключами

отопрете».

(Дети выполняют задание. Д/и «Когда это бывает?»)

Цель игры: собрать целую картинку из нескольких частей. Картинки подбираются по временам года.

– Ну вот мы и добрались с вами до волшебного сундука. Но ключей-то у нас три, а сундук открывается только одним. Как вы думаете, какой ключ подходит? (На замке углубление, совпадающее с формой брелка одного из ключей). (Дети подбирают ключ с брелоком, у которого такая же форма, как на выемке замка).

– Вот сундук и открылся! Посмотрите, сколько сказок мы с вами выручили.

(Рассматривают книги). А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмем с собой сказки.

– А как будем возвращаться? (ответы детей).

–Возвращаемся! (Дети обегают зал и уходят в группу.)