Невероятные приключения детей в сказочной стране
Невероятные приключения детей
в сказочной стране
(Экспериментально–исследовательская деятельность в
старшей группе)
Альбина МУЗАФФАРОВА,
инструктор по физической культуре
Лилия ФАТТАХОВА
старший воспитатель
Лилия ХАЙРУЛЛИНА
воспитатель
детский сад №141 г.Казани
Задачи:
«Познавательное развитие»
- Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита.
- Уточнить знания о назначении компаса, временах года, явлениях природы.
- Развивать умения обобщать результат работы и делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, интерес.
- Развивать навыки работы с элементарным лабораторным оборудованием, соблюдая при этом аккуратность, правила обращения с предметами.
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
«Речевое развитие»
1.Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление.
«Социально–коммуникативное развитие»
- Формировать умения действовать по правилам.
- Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
- Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
«Физическое развитие»
- Укрепить психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания НОД, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Развивать умение самостоятельно вспомнить, показать любое физическое упражнение во время физминутки.
Методы и приемы: ритуалы начала и окончания НОД, загадки, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов),
Метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Материалы к занятию: конверт с письмом, карточки с заданиями, рюкзак, компас,веревка, «следы», три различных ключа с брелоками неправильной формы, плоскостной замок с отверстием, совпадающим с одним из брелоков ключей; д/и « Когда это бывает?», таз с водой, дуга для подлезания, пластмассовые, деревянные, железные предметы, воздушный шарик, коробка, игрушка змейка, сундук, книги со сказками, «полянка», цветные и белые полоски бумаги, бутылочки с водой, бутылочка с молоком, палочки, кусочек сахара рафинада, соль, растворимый кофе.
Предварительная работа: проведение детьми опытов с водой, воздухом, магнитом, знакомство с компасом, явлением магнетизма.
Ход занятия:
Начала занятия:
– Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вверх)
Один, два, три, четыре пять (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Будем дружно мы играть
В путешествие мы хотим опять! (идут по кругу)
Сюрпризный момент:
– Ребята! Сегодня утром каким–то волшебным образом у меня на столе появилось письмо из сказочной страны. Из этого письма я узнала, что в сказочной стране случилась беда! Кто-то похитил все сказки и спрятал их в волшебный сундук. Представляете, как неинтересно теперь будет нам без сказок?! А открыть этот волшебный сундук можно, если отправиться в сказочную страну и собрать три волшебных ключа. Что же теперь делать?
(Надо отправиться в сказочную страну и найти ключи).
– Я так и знала, что вы захотите помочь жителям сказочной страны и решите отправиться в это путешествие.
– Но страна ведь сказочная, и попасть в нее мы сможем только на каком-то необычном транспорте. Как вы думаете, чтобы это могло быть? (ответы детей).
– Я захватила с собой рюкзак с разными вещами, которые могут нам пригодиться в нашем с вами путешествии. Вот посмотрите, что тут есть, может быть, какой-то предмет поможет нам попасть в сказочную страну.
(Дети рассматривают содержимое рюкзака и выбирают воздушный шарик).
– А как же нам может помочь добраться до сказочной страны воздушный шарик? (Нужно надуть воздухом воздушный шарик и лететь на нем).
– Верно! Давайте так и сделаем, надуем шарик.
Дыхательная гимнастика «Надуем шарик»
(Под быструю музыку обегаем зал).
– Вот мы и прилетели. Ой, смотрите, ребята, здесь на полянке лежит записка!
Наверное, это для нас. Давайте прочитаем: «Если точно на север пойдете, то дорогу к ключам найдете». Все понятно – надо идти на север. Но как же нам определить, где здесь север, а где юг, запад, восток? Что делать? ( Если дети затрудняются ответить, что нужно воспользоваться компасом, то предложить
снова поискать в рюкзаке «нужную вещь»).
– Надо посмотреть на компас, он покажет, где находится север. (Дети по компасу определяют в какую сторону им надо идти. Подходят к коробке на которой лежит карточка с заданием).
– Кажется, мы наткнулись с вами на новое препятствие: «Ключ охраняет ядовитая змея! Если достанешь ключ, не касаясь его рукой, то этот ключик будет твой. Если справишься с заданием, то дальше дорогу к сундуку со сказками тебе покажут волшебные следы. Как же мы сможем с вами достать ключ из коробки, не дотрагиваясь до него рукой? (Если дети затрудняются
ответить, ищем нужный предмет в рюкзаке).
– Нужно воспользоваться магнитом. (Магнитом достают ключ). Вот мы и добыли первый наш ключ. Смотрите, а вот и волшебные следы. Идемте прямо по следам, и мы попадем туда, куда нужно.
– Ну вот, следы привели нас к каким-то воротам. Тут лежит записка. Сейчас мы с вами узнаем, что дальше делать: «Как только все свойства воды назовите, так ключик волшебный возьмете и через ворота в царство Водяного попадете».
– Давайте вспомним:
Где живет вода?
Для чего нам нужна вода?
Как мы его используем?
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч, дети отвечают – пьем, моем руки, игрушки, пол; готовим еду, стираем, поливаем цветы; вода льется, течет).
Артикуляционная гимнастика
– Ребята, а вы помните песенку воды? (Да)
– Споем? (Да)
– Как поет вода, когда течет из крана? (сесссс)
– Как кипит в кастрюльке? ( Буль-буль-буль)
– Как капает дождиком? (Кап-кап-кап)
– А для того, чтобы назвать свойства воды я приглашаю вас в лабораторию, где проведем опыты с водой.
Давайте вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело
Пролил воду не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Опыты с водой
1 опыт:
– Дети, что налито в бутылочке? (молоко)
– Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают)
– Почему вы выбирали полоску белого цвета? (молоко белое)
Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды (дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды).
Выводы: вода бесцветная
Открою вам, друзья, секрет
А у воды, ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.
2 опыт:
– У нас есть палочки. Я опущу палочку в бутылочку с молоком, а вы в свои бутылочки с водой.
– Видно ли палочку в бутылке с молоком?
А в бутылочках с водой?
Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она?
Вывод: вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.
3 опыт:
– Ребята, у вас в бутылочках чистая вода (Предложить кому-то из детей насыпать ложку соли)
– Что произошло с солью в бутылочке?
Куда она исчезла? (соль растворилась, вода стала соленой)
(Предложить положить кусочек сахара рафинада)
–Что произошло с сахаром? (сахара тоже не видно в бутылочке)
А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (сладкая)
–У нас есть еще бутылочка с чистой водой
Что туда можно насыпать? (растворимый кофе)
Посмотрите внимательно, что происходит?
(Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду).
Примечание: кофе не следует перемешивать.
Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? (они не окрасили воду)
– Кофе? (кофе окрасил воду).
Вывод:
1 Вода растворяет соль, сахар, кофе.
2 Некоторые вещества могут окрашивать воду (кофе), а некоторые нет (соль,
сахар).
– А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо–плохо»
Разобьемся на две команды. Первая команда отвечает на вопрос:
«Вода – это хорошо? Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо? Почему?»
Первая команда:
Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, варить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Первая команда отлично справилась с заданием.
Послушаем теперь вторую команду.
Вторая команда:
Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Самомассаж активных биологических точек:
Льется чистая водица (волнообразные движения рук)
Мы умеем сами мыться (потереть ладонь)
Моем носик, моем ротик (растирают крылья носа)
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше (поглаживают лоб)
– Послушайте, я расскажу вам о воде:
«Волшебная вода»
Н. Рыжовой
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться!
Не наесться! Не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
– Вот сколько пользы приносит нам вода!
Давайте ее беречь и зря не разливать!
– Свойства воды назвали, можно идти дальше.
(Дети забрав ключик, проходят в ворота – подлезание под дугу).
– У нас с вами уже есть два ключика. Отправляемся дальше по волшебным следам.
– Привели нас волшебные следы к волшебному озеру. Посмотрите, на дне озера лежит еще один ключик, а вот как нам его достать, мы, наверное, сможем узнать из этой записки: «Найдите предмет, что до дна озера волшебного доберется, и тогда ключик вам достанется».
– Ребята, здесь лежит много разных предметов. Но как узнать, который из них может добраться до дна, то есть затонуть?
(Дети методом экспериментирования из предложенных предметов пластмассы, дерева, бумаги –подбирают нужный предмет: что-то из железа).
–Теперь у нас есть все три волшебных ключа, но посмотрите, волшебные следы все еще куда-то нас ведут. Идемте дальше.
– Следы привели нас прямо к сундуку, но тут снова лежит какая-то записка и огромный конверт. Давайте прочитаем, что написано в записке: «Как только осколки картин соберете и нужное время года назовете. Так сундук ключами
отопрете».
(Дети выполняют задание. Д/и «Когда это бывает?»)
Цель игры: собрать целую картинку из нескольких частей. Картинки подбираются по временам года.
– Ну вот мы и добрались с вами до волшебного сундука. Но ключей-то у нас три, а сундук открывается только одним. Как вы думаете, какой ключ подходит? (На замке углубление, совпадающее с формой брелка одного из ключей). (Дети подбирают ключ с брелоком, у которого такая же форма, как на выемке замка).
– Вот сундук и открылся! Посмотрите, сколько сказок мы с вами выручили.
(Рассматривают книги). А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмем с собой сказки.
– А как будем возвращаться? (ответы детей).
–Возвращаемся! (Дети обегают зал и уходят в группу.)